WWW.LI.I-DOCX.RU
БЕСПЛАТНАЯ  ИНТЕРНЕТ  БИБЛИОТЕКА - Различные ресурсы
 

«СогласованоРуководитель ШМО                         /     ФилоноваБ.Н / ФИОПротокол №   1   от « 29 »августа 20 15 г. ...»

СогласованоРуководитель ШМО                         /     ФилоноваБ.Н / ФИОПротокол №   1  

от « 29 »августа 20 15 г. СогласованоЗаместитель директора по УВР МОУ СОШ №19             _/Шелмакова Г.К. / ФИО«  29     » августа     2015     г. УтверждаюДиректорМОУ СОШ №19                        / Меркулов  В.В   / ФИОПриказ №      175     

от «   01   »  сентября    2015   г.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классеРусская стилистика и культура речи

(подготовка к ЕГЭ)

Ерюкова Людмила Ивановна,

I квалификационная категория

по русскому языку в 10 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №   1  

от « 29 »  августа  20 15 г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Русская стилистика и культура речи» в 10 классе составлена на основе программы элективных курсов 2007 года, автор-составитель Н.М.Божко, издательство «Учитель».

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов. Предусматривает подготовку учащихся к итоговому сочинению по литературе и к сочинению на ЕГЭ. Рассчитан на 35 часов.

Стилистика-наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.



Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистика точек соприкосновения и общих проблем с культурной речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературой норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи- уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.

В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

I.Грамматическая стилистика. 1.Стилистическая окраска слов.2.Фразеологические выражения.3.Грамматические формы.4.Различные типы предложений.5.Произносительные нормы.II. Функциональная стилистика. 1.История сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.2.Связь стилей речи и литературных жанров.III. Стилистика текста. Закономерность связи строения текста с личностью автора. Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов. IV. Практическая стилистика.Она помогает исправлять отдельные ошибки в тексте.Учащиеся старших классов серьёзно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое знание они имеют в нашей повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области. Цели элективного курса: - углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи; - научить различным приемам использования их выразительных средств; - способствовать росту речевой культуры школьника.





Программа направлена на достижение следующих задач:- знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции ( анализ образца) и использование её в речи; - сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;-проведение стилистического эксперимента ( конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи ( как в отдельном высказывании, так и в связной речи);- пользование нормативными словарями и справочной литературой.Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:- говорить и слушать, так как « уметь говорить- искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;- владеть устной и письменной речью;- владеть навыками стилистической правки текста;- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.Реализую программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создавать собственные высказывания. Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Эффективно использовать:- проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: « как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший, «дурной» и истинный вкус- можно ли о них спорить»;- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;- совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему; - рецензирование;- сообщения как результат наблюдений.Данный элективный курс носит сугубо примерный характер, а значит, предполагает варьирование. Вместе с тем, внося коррективы, учитель не должен забыть о программных требованиях. Опираясь на эту программу, учителю легко будет создать вариант планирования.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 19 Директор МОУ СШ № 19

                                           /   Шелмакова Г.К. /                                    /   Меркулов В.В. /

ФИО ФИО« 29 »   августа  20 15 г. « 1»  сентября  2015г.

Календарно-тематическое планирование уроков

Предмет     элективный курс по русскому языку   

Классы   10   

Учитель    Ерюкова Людмила Ивановна    

Количество часов:    35  ; в неделю:  1  ч.

.

Планирование составлено на основе: указать документ (название, автор, издательство, год издания)   Программы элективных курсов. Автор-составитель  Н.М.Божко. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007

Учебник (название, автор, издательство, год издания)

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                 

Дополнительная литература                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                 

п/пНазвание тем курса

Раздел 1.Стилистика и лексика(13ч)

1 Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура»(Д.С.Лихачев)

2 Место стилистики в системе наук языкознания

3-4 Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста

5-6 Практическая стилистика

7-8 Функциональная и коммуникативная стилистика

9-10 Формирование коммуникативных единиц

Учебно-тематический план

11-12 Формирование коммуникативных единиц

13 Что такое культура речи?

Раздел 2.Стилистика и лексика(7ч)

14-15 О древней науке риторике

16 Книжнославянская письменная традиция

17 Три стиля в российском языке

18 Категории «высокого» и «низкого»

19-20 « Хороший», «дурной» и истинный вкус

Раздел 3.Стилистика и лексика(5ч)

21 Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика

22 Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления; термины, книжная, устарелая и разговорная лексика. Эмоционально- экспрессивная лексика

23-24 Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова

25 «Забавные» и «коварные» созвучия

Раздел 4.Стилистика и лексика(5ч)

26 Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположения

27 Период. Прозаическая строфа(абзац)

28 Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога

29-20 Функциональные стили: разговорный, научный, официально- деловой, публицистический, художественный

Раздел 5.Стилистика и лексика(4ч)

31-32 Слово и жест

33-35 Резервные уроки

Содержание программы

Раздел 1. Стилистика и культура речи (13ч)

Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать – культура»(Д.С.Лихачёв).

Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: устная речь, письменная речь. Словесная ткань.

Место стилистики в системе наук языкознания.

Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.

Ключевые слова и выражения: проблемы культуры речи.Речевая деятельность

Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).

Ключевые слова и выражения: выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной речевой культуры. Мастер слова.

Практическая стилистика.

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.

Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей.

Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный0 анализ текста.

Культура речи. Культура речи как предмет языкознания.

Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая,социальная, психологическая стилизация.

Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребёнка.

Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка. Степень владения языком. Правильность речи. Выразительность речи. Точность речи. Разнообразие речи. Собственный стиль речи. Стилизация. Несобственно-прямая речь.

Раздел 2. Стилистика и риторика (7ч)

О древней науке риторике.

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Макарий и его «Риторика». Ф.Прокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики».

Ключевые слова и выражения: специальные риторические примеры. «Роды речи». «Рассуждающая речь». «Показующая речь». «Судебная речь». «Общие требования к речи»

Книжнославянская письменная традиция.

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно- литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.

Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык ( двуязычие)

Три стиля в российском языке.

Истоки возникновения теории «трёх стилей». Развитие теории трёх стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф.Прокоповича, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина.

Ключевые слова и выражения: «роды речи»; «триштиля»

Категория «высокого» и «низкого».

Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание. Логическая грамматика (А.А.Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.

Ключевые слова и выражения: противопоставления «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория ( А.И.Ефимов).

«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина – начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность. Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация ( называние).

Раздел 3. Стилистика и лексика (5ч)

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.

Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного потребления. Специальная лексика.

Ключевые слова и выражения: диалект. Просторечие. Жаргонизмы, арго (аргонизмы -арготизмы).Разграничительная лексика.

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.

Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы. Пометы в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.

Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике.

Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: тожественное («высокое»). Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное.

Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.

Ключевые слова и выражения: искусство слова, языковая метафора. Поэтическая метафора. Окказионализмы.

Внутренняя форма слова.

Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.

Ключевые слова и выражения: чувственно- образный момент (дополнительный). Живая связь представлений и предметов.

Многозначность слова и возможности её использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.

Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества.

Ключевые слова и выражения: чувственно-образное слово. Принцип понятийности. «Самовитое слово». «Заумный язык». Курьез

Системные связи слов – синонимические, предметно-тематические, антонимические.

Синонимия и антонимия. Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари.

Ключевые слова и выражения: синонимические, антонимические ряды. Синонимы. Антонимы. Антитеза. Оксюморон.

Созвучия. «Забавные» и «коварные».

Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.

Ключевые слова и выражения: омонимы. Омоформы. Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур.Оговорка.Обмолвка.

Раздел 4. Стилистика и фразеология (5ч)

Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.

Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.

Ключевые слова и выражения: фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов. Свободные сочетания. Несвободные сочетания.

Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи.

Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи.

Ключевые слова и выражения: инверсия. Такт. Начальное ударение. Конечное ударение. Повышение, понижение тона. Пауза. Ритм. Мелодика. Перенос.

Период. Прозаическая строфа (абзац).

Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка – своего рода знак препинания» (Л.В.Щерба).

Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный период. Зыблющий период. Отрывной период. Абзац (« Красная строка»)

Формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь.

Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.

Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, лирический, драматический, сообщающий. Языковые приёмы драматизации речи. Бытовой диалог. Реплика диалога. Оппонент. Устная речь,письменная речь. Эпистолярный жанр. Бытовое письмо. Устный диалог.

Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая.

Основные функции языка. Природа, строение языка.

Ключевые слова и выражения: обмен мыслями, коммуникативная функция. Реакция на сообщение. Обращение к чувственно-образному восприятию речи.

Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля.

Ключевые слова и выражения: язык как средство общения. Творческий характер языка. Устойчивый стиль. Штамп. Функция воздействия. Периодическая печать. Массовая коммуникация. Точность искусства ( в отличие от точности грамматики). Языковое богатство. Ресурсы языка.

Список литературы

Для учителя:

1. Дивненко О.В. Эстетика: серия «Школьная тетрадь». – М.: Спектор -5, 1994.

2. Каменская Р.А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. – В.: НОУ ВПО ВИБ, 2004.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение,1977.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 11-е изд. – М., 1975.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М.: АСТ- ЛТД, 1998.

6. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

7. Словарь синонимов: справочное пособие/ под ред. А.П.

Евгеньевой. – М.: Наука, 1975.

8. Фразеологический словарь русского языка/ под ред. А.И.

Молоткова. - М., 1979.

9. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004

10. Введенская Л.А., Павлова Л.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс 2006

11. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 9-е, стереотипное. – М.: 2001

12. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / Е.Г.Ганапольская, Т.Ю.Волошинова, Н.В.Анисина и др.; Под ред. Е.Г.Ганапольской, А.В.Хохлова. – С.-Пб.: Питер, 2005

Для учащихся:

1. Баранов В.Ф. А как у вас говорят? – М.: Просвещение, 1986.

2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/сост.В.А. Мызина. – М.: просвещение, 1976.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1976.

4. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

5. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. ( Познавательные задачи при обучении русскому языку). – М.: Просвещение, 1983.

6. Колосов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982.

7. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: 2006

8.Русский язык и культура речи: Практикум по курсу. / Под ред. Проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007

Похожие работы:

«Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в10 классе"Светский салон 19 века"Цель:1.Погружение в культуру эпохи 19 века, развитие познавательного интереса к литературе и искусству XIX в., расширение кругозора у...»

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ ПОЛЕВЫХ КУЛЬТУР В ПРЕДУРАЛЬЕ Примерные темы для разработки технологии возделывания сельскохозяйственных культур Для получения зачета студенты выполняют задание по выбору преподавателя кото...»

«Конспект урока №1 Урок-игра "Интонация. В поисках смысла".Цели урока: 1). Образовательная: познакомить учащихся с основными элементами интонации и при помощи игр и упражнений помочь осознать важность интонаци...»

«ТЕМА "Предметы и средства личной гигиены" Цель: Выявить различие между предметами и средствами личной гигиены. Задачи: познакомить с понятиями "предметы личной гигиены" и "средства личной гигиены"коррекция тактильного восприятия посредством проведения дидактических игр, развитие внимания;формирование привычки к здоровом...»

«-784860186055001. Общие положения1.1. Порядок учета библиотечного фонда документов осуществляется в соответствии с "Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда", утвержденным приказом Министерс...»

«Тема: Глагол как часть речи и употребление его в речи Цель: способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создавать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам Планируемые результаты (предметные) : проявляют позитивное отношение к правильной устной речи как показателям общей культуры...»

«ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОРОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙВ АДМИНИСТРАЦИИ ГАЛИЧСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАКОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1ВСТУПЛЕНИЕ Администрацией Галичского муниципального района Костромской области...»








 
2017 www.li.i-docx.ru - «Бесплатная электронная библиотека - различные ресурсы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.