Pages:     | 1 || 3 |

«МИНИСТЕРСТВО ГЕОЛОГИИ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А. П. КАРПИНСКОГО (ВСЕГЕИ) ИНСТРУКЦИЯ по организации и производству ...»

геологическая легенда, частные стратиграфические и геологические колонки, разрезы, планы опорных участков;

схемы, карты и планы участков оценочных работ;

рабочие карты и другие материалы с результатами полевых наблюдений;

полевая документация, в том числе полевые дневники, перфокарты, учетные журналы, ведомости и каталоги по всем видам полевых работ;

все дополнительные и вспомогательные карты, составление которых предусмотрено планом;

краткая (1015 страниц) информационная записка (полевой отчет) о результатах полевых работ (выполненные объемы работ в целом и по исполнителям, принципиально новые данные по геологии и основные результаты поисковых работ с рекомендациями по их дальнейшему направлению).

При приемке полевых материалов комиссия оценивает:

полноту решения геологических задач (см. ниже перечень возможных недостатков);

качество собранной в поле первичной геологической информации и ее документации; выполнение требований к содержанию, полноте, комплексности, достоверности и точности всех видов исследований; форму представления, технику исполнения (эргономичность);

правильность выбранной методики и организации полевых работ (рациональность размещения и последовательность проведения основных объемов работ, использование технических и транспортных средств, комплексность исследований и т. п.);

качество полевой камеральной обработки (полнота использования всех фактических данных, в том числе опережающих и сопровождающих геофизических, радиометрических, геохимических и других опробовательских работ; применение наиболее совершенных методов обработки, анализа и обобщения материалов; комплексность интерпретации геологических, геохимических, геофизических данных и результатов дешифрирования МАКС; критический анализ результатов предшествующих работ; обоснованность выводов и т. п.);

качество и эффективность поисковых работ, оценку проявлений полезных ископаемых.

Объемы полевых работ в физическом выражении (длина маршрутов, количество точек наблюдения, объемы шлихового опробования, горных и других работ) не являются критериями оценки качества полевых материалов. Запрещается сокращать запроектированные объемы полевых (горных, буровых, опробовательских и др.) работ, если это может привести к снижению качества ГСР-50 или эффективности поисков полезных ископаемых.

Качество (полнота, комплексность, достоверность, точность, эргономичность) всех материалов определяется на основе:

выборочной (5-10%) проверки соответствия карт, схем, разрезов и т. п. данным первичных полевых наблюдений и измерений, в том числе результатам дешифрирования МАКС;

контрольного (3 %) дешифрирования МАКС;

проверки полноты, комплексности, достоверности и точности опробования геологических подразделений, полезных ископаемых, поисковых участков и т. п.

Если в процессе контроля качества выявляются существенные погрешности, снижающие достоверность и точность геологических построений и заключений о перспективах изученных объектов на полезные ископаемые, материалы не принимаются до их исправления. В некоторых случаях экономически целесообразно исправление части погрешностей перенести на следующий полевой сезон. В последнем полевом сезоне принимать материалы с существенными погрешностями недопустимо.

Оценку полевых материалов комиссии производят на основе определения степени их соответствия требованиям Инструкции, требованиям и задачам проекта и геологического задания. При оценке должны быть особо отмечены принципиально новые данные по геологии района и важные поисковые открытия, а также творческое использование новейших теоретических, методических и технических разработок в геологии и геологоразведочном деле. Необходимо применять единую для управления геологии союзной республики (производственного геологического объединения) систему балльных оценок полевых материалов.

ПЕРЕЧЕНЬ

ВОЗМОЖНЫХ НЕДОСТАТКОВ МАТЕРИАЛОВ ГЕОЛОГОСЪЕМОЧНЫХ РАБОТ

Полевые материалы

1. Недостаточное количество наблюдений и других исходных материалов для достижения требуемой Инструкцией дробности расчленения геологических образований по составу и возрасту.

Объединение в геологическое тело различных по составу пород, если возможно их раздельное изображение на геологической карте как самостоятельных свит, подсвит, пачек и т. п. (для стратиграфических образований) или как отдельных подкомплексов (для нестратиграфических образований).

Расхождение наблюдений на пересекающихся маршрутах или расхождение первичных и контрольных наблюдений без объяснения причин расхождения.

Несоответствие контуров на полевой геологической карте фактическим материалам в записях, на топокартах, АФС или в других первичных документах, а также расчетам по элементам залегания, определенным в маршрутах, по геофизическим профилям и замерам на АФС.

Отсутствие зависимости границ на геологической карте от рельефа и условий залегания пород.

Наличие необследованных перспективных геофизических и геохимических аномалий и элементов фотоизображения.

Отсутствие точной и четкой привязки полевых наблюдений к элементам рельефа и топографическим знакам, обеспечивающей возможность проведения повторных наблюдений в том же месте. Наличие точек наблюдения, не нанесенных на АФС.

Несоответствие карты фактического материала записям первичной документации (полевым книжкам, дневникам, перфокартам и т. д.). Отсутствие нумерации пунктов сбора первичной информации, недостаточно разборчивая или неоднозначная нумерация.

Отсутствие разборчивых во всех деталях экземпляров полевой геологической карты или геологической карты четвертичных отложений, карты закономерностей размещения полезных ископаемых и карт фактического материала по всем видам наблюдений (хотя бы и в совмещенном виде) или других карт, полевое составление которых предусмотрено проектом.

10. Небрежное ведение полевой документации, наличие сокращений без ключа к ним, зарисовок и чертежей без легенды, масштаба и пояснительных надписей.

11. Отсутствие итоговых записей по отдельным маршрутам или группам сближенных маршрутов, охватывающих единую структуру, единое геологическое тело или опорный участок.

12. Неправильный отбор или недостаточная представительность и неправильная обработка проб.

Отсутствие на зарисовках мест отбора проб и образцов полезных ископаемых, а также записей, фиксирующих характер залегания полезного ископаемого, его взаимоотношения с вмещающими породами и изменения вмещающих пород вблизи тела полезного ископаемого.

Недостаточная глубина проходки буровых скважин по коренным породам или недостаточный выход керна, не обеспечивающие получение представительного каменного материала, в частности, изучение пород вне зоны выветривания.

Недостаточное количество и плохое качество (степень выветрелости, размеры, ориентировка и т. п.) образцов, не позволяющие надежно изучать состав пород и определять их физические свойства, преобладание образцов редких и измененных пород, небрежная этикетировка образцов, в том числе керна, расхождение между номерами образцов на этикетках, в дневниках и каталоге, отсутствие каталога образцов.

Отсутствие характерных образцов полезного ископаемого и вмещающих пород.

Отсутствие на дополнительных планах, схемах и разрезах четкой привязки к полевой геологической карте, расхождение между планами (схемами) перспективных, узловых участков и полевой геологической картой.

Отсутствие (без объективных причин) на карте и в полевых записях элементов залегания тел в количестве, необходимом для понимания строения основных тектонических структур.

Недостаточная точность установления границ на местности и недостаточная их прослеженность.

Недостаточное количество наблюдений и других исходных материалов для обнаружения первичных ореолов, потоков и ореолов рассеяния полезных ископаемых, перспективных участков и проявлений заданных размеров.

Полевые и камеральные материалы

Геологическая карта

Нарушение указаний к содержанию обязательных геологических карт, а именно:

Несоответствие геологических границ на карте первичным геологическим наблюдениям.

Несоответствие карты и разрезов, карты и стратиграфической колонки.

Схематизация изображений, не дающая представления о внутреннем строении крупных тектонических структур, или, наоборот, чрезмерная детализация изображения, разбивающая единую структуру на отдельные части и затрудняющая ее восприятие как единого целого.

Недостаточное для понимания строения основных тектонических структур количество элементов залегания геологических тел.

Упрощенное (без объективных причин) изображение тектонических разрывов, без разделения их по типу, морфологии, а по возможности и по возрасту.

Неувязка смежных листов карты, составляемых по единому проекту или в одно время по разным проектам, расхождение (без объективных причин) с материалами съемок предшественников на соседних площадях.

Несоблюдение правил стратиграфической классификации и терминологии.

Карта закономерностей размещения полезных ископаемых

Неточное нанесение обозначений полезных ископаемых, искажение или неоправданная схематизация формы тел полезных ископаемых, которые могут быть изображены в масштабе.

Несоответствие изображения геологической ситуации на карте закономерностей размещения полезных ископаемых и детальных картах и планах поисковых участков.

Неполное нанесение данных о прямых и косвенных признаках полезных ископаемых.

6. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ

Камеральная обработка материалов производится в соответствии с утвержденным проектом и разделяется на промежуточную (между полевыми сезонами) и окончательную.

В промежуточную камеральную обработку входит:

систематизация материалов проведенных полевых работ, данных химико-аналитических и других исследований (включая материалы предшествующих работ, приведенные к виду, пригодному для обработки, в том числе на ЭВМ);

обработка всех данных с широким использованием МАКС (по возможности с автоматизацией систем обработки);

проведение специализированных исследований (петролого-петрографических, литолого-стратиграфических, литолого-фациальных, палеогеографических, палеовулканологических, палеомагнитных, структурных, палеотектонических, геодинамических, геохимических, радиологических, металлогенических и т. п.) с составлением предварительных вариантов дополнительных и вспомогательных карт (схем), необходимых для понимания геологического строения, истории развития района, выяснения рудоконтролирующей значимости металлогенических факторов, оценки перспектив обнаружения месторождений полезных ископаемых;

дополнение и уточнение с учетом полученных данных (результатов анализов проб, определений фауны и флоры, новых дешифровочных и поисковых признаков, корреляционных связей и т. п.) полевой геологической карты, карт и схем локальных площадей поисковых работ и объектов предварительной оценки;

исследование закономерностей размещения полезных ископаемых с целью уточнения предварительного варианта карты закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых для всей площади работ и отдельных перспективных участков. При этом должны учитываться состав, мощность, текстура покрова рыхлых отложений, в которых формируются вторичные ореолы рассеяния, а также современные и древние процессы выветривания, изменяющие рудные выходы и их ореолы;

дополнение и уточнение с учетом полученных данных опорной геологической легенды;

уточнение представлений о палеогеографических обстановках формирования развитых в районе работ геологических образований;

составление развернутой программы работ предстоящего полевого сезона;

составление окончательных вариантов карт, схем и других графических приложений по участкам, работы на которых завершены;

написание отдельных разделов и глав отчета по объектов и темам, завершенным или близким к завершению;

составление докладных записок вышестоящей и территориальной организациям о результатах поисков полезных ископаемых.

МАКС дешифрируются с учетом полевых геологических, геоморфологических, геофизических и геохимических данных, результатов лабораторного изучения горных пород и определений ископаемых органических остатков.

МАКС необходимо использовать для фотограмметрического определения геологических параметров. Одновременно подготавливаются (путем дешифрирования, составления аннотаций, различных преобразований фотоизображения, размножения) АФС, характеризующие содержание и объективность информации, использованной для построения геологической и других карт. Такие АФС (при необходимости с результатами полевой проверки данных дешифрирования) в последующем должны быть помещены в отчет или приложены к нему в виде отдельного альбома как обоснование геологических построений.

Обработка сопровождающих съемку и полученных при опережающих работах геофизических, а также всех геохимических материалов партии проводится в соответствии с действующими инструкциями и руководствами по каждому методу. Геологическая интерпретация геохимических и геофизических данных должна сочетаться с дешифрированием МАКС.

При обнаружении ошибок в интерпретации результатов ранее проведенных работ, а также при получении принципиально новых материалов, меняющих сложившиеся представления о геологическом строении, структуре района или закономерностях размещения полезных ископаемых, ответственные исполнители работ совместно со специалистами соответствующего профиля должны провести переинтерпретацию геофизических и геохимических данных, а при необходимости наземные проверочные работы.

6.5. В процессе геологической интерпретации геофизических материалов осуществляется:

районирование исследуемой территории по характеру геофизических полей с выделением зон больших горизонтальных градиентов напряженности поля, резкой смены простирания аномалий, нарушения их корреляции и т. д.;

выявление групп и отдельных геологических тел и разрывных нарушений, их оконтуривание и прослеживание (с производством целевых пересчетов трансформацией геофизических полей);

установление параметров, глубины и условий залегания аномалиеобразующих объектов с характеристикой их формы и возможного состава, выяснение соотношений различного типа аномалий между собой, выявление корреляционных связей опорных площадей (точек), определенных различными методами;

построение расчетных геологических разрезов, характеризующих поведение геологических тел и структур на глубине;

составление схемы геологической интерпретации геофизических данных с изображением залегающих на глубине аномалиеобразующих объектов (схема может охватывать больший район, чем площадь Г'СР-50).

6.6. Промежуточная камеральная обработка геохимических данных включает:

расчет оценок параметров распределения химических элементов в картируемых неизмененных разновидностях пород (среднего, дисперсии, стандартного отклонения, коэффициента вариации, точности определения среднего, минимально-аномальных значений);

разноску результатов спектральных анализов геохимических и других проб на карты и разрезы;

выделение геохимических аномалий;

расчеты геохимических показателей, характеризующих промышленный тип прогнозируемого оруденения, уровень эрозионного среза ореола относительно рудного интервала, глубину скрытого или перекрытого залегания предполагаемых месторождений (рудных тел), масштабы прогнозируемых месторождений;

расчеты различных коэффициентов, характеризующих распределение элементов в породах, продуктивностей, парных отношений и т. п.

Результаты камеральной обработки анализов геохимических проб представляются: а) в виде таблиц геохимических характеристик (параметров) горных пород; б) в виде карт геохимических аномалий, составляемых для всей изучаемой площади в масштабе 1:50000 и для отдельных перспективных участков.

Таблицы геохимических характеристик составляются для всех разновидностей горных пород (раздельно для каждого выделенного на геологической карте подразделения) и содержат следующие сведения: средние содержания микроэлементов, стандартное отклонение от средних содержаний или коэффициенты вариации их содержаний, нижние значения аномальных содержаний. В случае необходимости должны приводиться и другие характеристики, например коэффициенты корреляции пар или групп элементов.

С целью реконструкции древних геодинамических обстановок особое внимание следует уделять изучению содержаний акцессорных элементов (рубидия, стронция, цезия, бария, ванадия, скандия), изотопного состава серы, стронция, свинца, неодима.

Результаты анализов геохимических проб отражаются на рабочих картах и разрезах, которые, как правило, составляются на отдельные элементы. На карте должны быть отражены площади применяемых видов опробования и площади с различными ландшафтными и геологическими обстановками.

На основе рабочих карт составляется геохимическая прогнозная карта комплексных геохимических аномалий, на которой совместно показывается типоморфный круг элементов-индикаторов (обычно 610 элементов), характеризующих конкретные промышленные типы оруденения. Аномалии изображаются интегральном (мультипликативном или аддитивном) варианте. Интенсивность аномалий показывается, как правило, тремя градациями изолиний (в единицах стандартного отклонения, кларка или в единицах местного фона). В дальнейшем эта карта используется для составления карты закономерностей размещения полезных ископаемых. На последней аномалии техногенные и связанные с уже известными месторождениями или проявлениями полезных ископаемых (если они не позволяют сделать вывод о расширении их перспектив), как правило, не показываются. Геохимические данные используются также для определения глубины залегания скрытых или перекрытых рудопроявлений, оценки их параметров, определения уровней эрозионного среза по отношению к рудному телу.

Производится уточнение и пополнение карты районирования по условиям и методам проведения геохимических работ.

6.7. Важнейшей составной частью камеральных работ является углубленное изучение минерального и химического состава, структурно-текстурных, геохимических, петрографических, петрофизических и других характеристик всех горных пород района, палеонтологическое определение органических остатков.

При этом особое внимание должно обращаться на характеристики пород, имеющие первостепенное значение для индивидуализации геологических тел и установления корреляционных связей между ними, выявление особенностей генезиса и металлогенической специализации пород. Для установления особенностей развития процессов магматизма, метаморфических, метасоматических и других изменений кроме общепринятых пересчетов силикатных анализов различными методами используются специальные характеристики (например, индексы Ритмана и Пикока, коэффициенты агпаитности, кислотности, степени окисленности железа, дискриминантные функции по окислам и редким элементам и т. п.).

Петрохимические, петрофизические, петрографические, минералогические, палинологические, геохимические и другие массовые данные целесообразно регистрировать на перфокартах и обрабатывать с помощью методов математической статистики (по возможности с использованием ЭВМ). Внедрение ЭВМ в практику ГСР-50 производится в следующих направлениях:

автоматизированная обработка фактических геологических данных, результатов лабораторных исследований и первичных геохимических и геофизических материалов;

комплексная интерпретация разнообразных материалов и установление зависимости между геофизическими, геохимическими, фотогеологическими характеристиками и составом геологических тел;

построение геофизических и геохимических карт;

получение комплексной оценки при прогнозировании полезных ископаемых с использованием человеко-машинных систем типа «Регион», «Формат», специальных пакетов программ и пр.

При большом объеме описательного материала по петрографическим, минералогическим и другим исследованиям необходимо разрабатывать специальные формы его изложения (табличные, графические и др.). Приводимые в отчетах первичные аналитические данные должны иметь точную привязку и названия лабораторий, выполнявших анализы, а данные о радиологическом возрасте, кроме того, – все необходимые сведения, лежащие в основе его определения.

6.8. В процессе камеральных работ составляются специальные карты (тектонические, палеотектонические, опорных горизонтов, разломов и кольцевых структур, палеовулканические, литолого-фациальные, геодинамические и др.) и схемы (проявлений неотектонических движений, геологического строения погребенных образований с выделением перспективных на полезные ископаемые участков, изоглубин залегания кровли коры выветривания и др.).

Указанные графические материалы при необходимости включаются в отчетные материалы, но могут оставаться только рабочими, вспомогательными. Масштаб их может отличаться от масштаба геологической съемки. При выборе масштаба учитывается назначение карт и необходимость их совмещения друг с другом и обязательными картами. Для составления специальных карт может использоваться прозрачная основа.

При ГГС, ГДП и АФГК на всю изучаемую площадь следует составлять также обзорные геологические карты и схемы распространения интрузивных и субвулканических образований, кор выветривания, типов минерализации и др. в масштабе 1:2000001:500000, помогающие обобщить определенный материал и сделать более доступными описание или понимание конкретных вопросов геологического строения района.

Все промежуточные и рабочие варианты геологической и других обязательных или предусмотренных геологическими заданиями карт рекомендуется составлять на фотопланах (уточненных фотосхемах) с тем, чтобы вся сумма собранных в процессе полевых работ данных была совмещена с аэрофотоизображениями местности, а также результатами дешифрирования МАКС. В дальнейшем в процессе окончательной камеральной обработки материалов по мере обобщения и анализа всех материалов на фотопланах (уточненных фотосхемах) составляются окончательные варианты обязательных карт, соответствующие требованиям авторских макетов, подготовленных к изданию (раздел 12). Для получения отчетных вариантов карт нагрузка с авторских макетов переносится на топооснову с помощью фотограмметрических приборов (универсального топографического проектора, радиал-пантографа), положение границ корректируется.

6.9. Длительность периодов промежуточной камеральной обработки определяется в соответствии с действующими нормативными документами.

6.10. В конце каждого промежуточного камерального периода формулируются нерешенные вопросы, намечаются места и способы их решения, определяются методы изучения перспективных участков, локальных аномалий и проявлений полезных ископаемых, принимается решение об изменении методики работ, если полученная информация существенно отличается от ожидавшейся, разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации дальнейших исследований за счет внедрения передовой технологии и новых методических разработок. Составляются схема размещения работ предстоящего полевого сезона (опорные участки, основные маршруты, опорные разрезы, поисковые участки, объекты предварительной оценки, профили геофизических наблюдений, места заложения скважин и горных выработок и т. д.) и развернутая программа с изложением задач по каждому участку и направлению работ.

В необходимых случаях для поисковых и оценочных участков готовятся увеличенные МАКС в двух экземплярах, на одном из которых должны быть нанесены результаты детального дешифрирования, ранее выполненных полевых наблюдений и лабораторных исследований.

6.11. После каждого промежуточного камерального периода соответствующей комиссией производится апробация результатов камеральной обработки и приемка выполненных работ. Партия представляет комиссии все материалы, предусмотренные пп. 6.16.10. Оценку камеральных работ комиссия определяет с учетом:

степени соответствия представленных материалов по полноте, комплексности, достоверности, точности и эргономичности требованиям Инструкции, проекту и геологическому заданию;

результатов выборочного (310 %) контроля качества материалов, в том числе контрольных описаний, данных дешифрирования МАКС, интерпретации материалов и соответствия карт, схем, таблиц, графиков и т. п. исходным первичным данным;

количества и значимости выявленных погрешностей. Комиссия рассматривает также программу дальнейших работ и определяет готовность партии к выезду на полевые работы. Если не получены и не обработаны результаты лабораторных исследований проб полевых работ за предыдущий полевой сезон, партия считается неподготовленной к выезду в поле.

6.12. Окончательная камеральная обработка материалов преследует цель составления окончательного варианта обязательных и специальных геологических карт и объяснительного текста к ним и включает:

обработку материалов последнего полевого сезона;

окончательную обработку, увязку и обобщение в соответствии с требованиями пп. 6.1–6.10 полевых, лабораторных и литературных материалов, а также материалов проведенных на данной площади поисковых, разведочных, специализированных, изыскательских и эксплуатационных работ;

прогноз перспектив всего изучаемого района и отдельных объектов в его пределах на обнаружение месторождений полезных ископаемых и оценку прогнозных ресурсов категории Р2 профилирующих для района полезных ископаемых;

окончательное дополнение и уточнение обязательных геологических карт, и составление их чистовых авторских оригиналов;

составление, оформление отчета по ГСР-50, графических и текстовых приложений к нему;

оформление окончательного варианта опорной геологической легенды горнорудного (экономического) района для представления в НРС ВСЕГЕИ или его филиал.

6.13. Металлогенические исследования и прогнозные построения являются важнейшей частью камеральных работ.

Они должны дать следующие сведения:

для всей площади ГСР – общие закономерности размещения полезных ископаемых, основанные на анализе и синтезе региональных и локальных металлогенических факторов первого и второго рода (см. п. 6.14) и поисковых признаков, в совокупности определяющих выделение потенциальных рудных зон, узлов и полей (металлогеническое районирование); формационный анализ с выделением ожидаемых ведущих промышленных типов месторождений; общая оценка или уточнение ранее установленных прогнозных ресурсов категории Р3;

для потенциальных рудных полей – установленная на основе локальных факторов и признаков минерализации вероятность локализации месторождений ожидаемых промышленных или генетических типов, размер и качество полезного ископаемого (в том числе прогнозируемых новых промышленных типов месторождений и новых видов минерального сырья); оценка прогнозных ресурсов категории Р2;

для известных в изученном районе месторождений участки возможного прироста запасов на флангах и за счет глубоких горизонтов с оценкой прогнозных ресурсов по категории Р2. Переоценка перспектив известных месторождений осуществляется только в случае получения принципиально новых материалов по геологическому строению района, условиям формирования продуктивных толщ и комплексов или в результате установления ранее неизвестных факторов контроля и закономерностей размещения полезных ископаемых;

для перспективных локальных структур и проявлений с учетом благоприятных факторов и признаков полезных ископаемых – ожидаемый промышленный и формационный (генетический) тип месторождений, возможные его параметры и качество руд, прогнозные ресурсы категории Р2; рекомендации для постановки геологоразведочных работ последующих стадий.

Количественная оценка прогнозных ресурсов производится на основе данных по изученным телам, геофизическим, геохимическим и минералогическим аномалиям, металлогеническим факторам, прямым и косвенным признакам полезных ископаемых в сочетании с данными по эталонным месторождениям аналогичных полезных ископаемых, размещенных в сходных геологических обстановках.

6.14. Металлогеническими факторами первого рода являются реально установленные (и отраженные на картах) геологические тела и структуры (металлотекты), контролирующие образования и локализацию месторождений полезных ископаемых.

Среди них выделяются стратиграфические, литолого-фациальные, магматические, метаморфические, тектонические и геоморфологические.

Стратиграфические факторы – геологические формации, свиты, подсвиты, пачки, толщи, горизонты и отдельные пласты (слои) осадочных и стратифицированных метаморфических образований определенного возраста, в которых локализуются или могут локализоваться сингенетические залежи полезных ископаемых (угли, фосфориты, железистые кварциты, марганцевые и медные руды и т. п.). Обязательно выделяются стратиграфические подразделения определенного возраста и вещественного состава, благоприятные для формирования стратиформных и, других эпигенетических месторождений.

Литолого-фациальные факторы фациальные и литологические ассоциации горных пород района, благоприятные для образования месторождений полезных ископаемых, а также особенности их минерального и химического состава, текстуры, физико-механических свойств, благоприятные для локализации месторождений (жильных, штокверковых, скарновых и др.). Особо выделяются экранирующие горизонты и фациальные разновидности пород (рифовые, баровые и т. п.), часто являющиеся индикаторами различного оруденения.

Магматические факторы интрузивные и вулканические (обычно субвулканические) тела, формации, свиты и комплексы, для которых доказана или предполагается генетическая и парагенетическая связь с полезными ископаемыми, а также вулканические постройки и их части, фазы магматической деятельности, дайковые и жильные серии, сопровождающиеся процессами образования полезных ископаемых.

Метаморфические факторы метаморфогенные комплексы и их части, фации метаморфизма, состав и строение которых контролируют образование и локализацию метаморфогенных месторождений полезных ископаемых (слюдоносных и других пегматитов, графита, высокоглиноземистого сырья, железистых кварцитов и т. п.).

Тектонические факторы контролирующие размещение месторождений полезных ископаемых разрывные нарушения, зоны их сближенного развития, зоны брекчирования, трещиноватости, пострудные нарушения, выявление которых может помочь при поисках смещенных частей месторождений и тел полезных ископаемых; складчатые структуры, участки их сочетания с разрывными нарушениями и т. п. Как тектонические факторы выделяются поверхности несогласного залегания и перерывов в осадконакоплении, имеющие значение при прогнозе и поисках ряда полезных ископаемых (например, бокситов).

Геоморфологические факторы элементы рельефа, влияющие на формирование и размещение экзогенных месторождений (современные и погребенные речные долины с комплексами террас, уровни поверхностей выравнивания, карст и пр.) или демаскирующие некоторые типы эндогенных месторождений (специфические воронки проседания над зонами окисления сульфидных месторождений и т. п.).

6.15. Металлогенические факторы второго рода определяют Предпосылки образования месторождений полезных ископаемых. Они отражают пространственные и временные соотношения геологических тел разного генезиса и состава (формации) и процессов совокупности создающих благоприятные условия для образования месторождений полезных ископаемых. Эти факторы выявляются путем анализа и синтеза истории геологического развития района и его современного геологического строения с помощью палеогеографических, палеотектонических, геодинамических, палеогидрологических и других построений, расчетов глубины эрозионного среза района и других видов специального Геологического анализа с учетом теории образования полезных Ископаемых и их связи с различными геологическими процессами. При выделении факторов второго рода необходимо учитывать специализацию района и изученных комплексов в отношении определенной группы полезных ископаемых, наличие вертикальной и латеральной зональности в распределении полезных ископаемых, присущих значительным территориям, и вертикальной и горизонтальной зональности в пределах отдельных месторождений и проявлений.

Среди металлогенических факторов второго рода выделяются геотектонические, палеотектонические, геодинамические, структурные, палеогеографические, гидрогеологические и палеогидрогеологические, эрозионного среза и др.

К числу геотектонических факторов относятся положение исследуемой территории в общей тектонической структуре региона, принадлежность всего региона к различным типам структур земной коры (платформа, геосинклиналь, область тектономагматической активизации, зона линеаментов и т. п.). В роли тектонических факторов выступают также этапы и стадии развития тектонических структур, характер развития геосинклинальных систем (эв-, микто- или миогеосинклинальный и др.),степень завершенности тектономагматических циклов.

Геодинамическими факторами являются геодинамические обстановки формирования магматических и осадочных горных пород для которых характерен определенный комплекс полезных ископаемых вулканиты островных дуг, интрузии коллизионных зон, активных континентальных окраин, рифтовых зон; осадки подводных преддуговых террас, шельфов пассивных окраин и т. п. Как геодинамические факторы выделяются участки скучивания толщ континентальной коры, аккреционные призмы и офиолитовые швы.

Среди структурных факторов выделяются скрытые глубинные разломы, устойчивые положительные и отрицательные конседиментационные структуры, периферические части древних поднятий, вулканотектонические структуры и др.

В качестве палеогеографических факторов следует отметить палеоширотное и палеоклиматическое расположение изучаемого района, баланс терригенного, биогенного и хемогенного осадконакопления, принадлежность потенциально продуктивных отложений района к образованиям определенных обстановок осадконакопления и др., во многом определяющие образование полезных ископаемых и размещение их промышленных концентраций.

Как примеры гидрогеологических и палеогидрогеологических факторов могут быть указаны зоны водообмена, направления подземного и поверхностного водотока, очаги застойных вод и зоны разгрузки подземных вод, уровни смешения вадозных и ювенильных вод и др.

Большое значение для прогноза имеют факторы эрозионного среза и вреза, учет которых позволяет рассматривать перспективы глубоких частей изучаемого района и отдельных выявленных объектов.

Продолжительность завершающего камерального периода (от окончания последнего полевого сезона до защиты отчета) не должна превышать 12 месяцев. Состав партии в завершающий камеральный период может быть частично сокращен за счет лиц, не являющихся основными исполнителями ГСР-50.

По окончании камеральной обработки первичные журналы документации, таблицы замеров физических параметров, лабораторных определений, рабочие и полевые карты, полевые дневники, перфокарты, отдешифрированные АФС и т. п. в оформленном виде сдаются по акту на хранение в архив предприятия. Колонки керна направляются в кернохранилище вместе с дубликатами проб и коллекциями образцов.

Отчетные материалы по ГСР-50 включают текст отчета, комплект обязательных и специальных карт и других графических приложений, текстовые приложения, отдешифрированные и аннотированные АФС и КС, помещенные в текстовую часть или представленные в виде отдельного альбома.

Графические материалы отчета включают:

комплект обязательных карт;

специальные карты и схемы, перечень которых определяется геологическим заданием и проектом на производство ГСР-50 в зависимости от типа района и комплекса полезных ископаемых;

разрезы, геологические схемы и другие материалы, связанные с проведением буровых и горных работ*.

6.20. Обязательными картами масштаба 1:50000 (1:25000) являются:

геологическая карта (геологическая карта погребенных образований при ГГК, аэрофотогеологическая карта при АФГК);

карта полезных ископаемых (может совмещаться с геологической картой или картой закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых);

карта закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых (с количественной оценкой прогнозных ресурсов);

карта фактического материала по всем видам проведенных работ.

Обязательные карты, прилагаемые к отчету, по содержанию к оформлению должны отвечать картам, представляемым к изданию (раздел 12).

Специальные карты (геофизические, геохимические, гидрогеологические и др.) по содержанию должны отвечать требованиям соответствующих инструкций и методических руководств. При их оформлении необходимо использовать основные принципы, разработанные для обязательных карт.

________________________

* Прилагаются разрезы и зарисовки тех буровых скважин и горных выработок, которые имеют существенное значение для понимания геологического строения и оценки полезных ископаемых района.

6.23. Графические приложения к отчету представляются в отдельной папке, где вначале помещаются обязательные карты (фактического материала, геологическая, полезных ископаемых, закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых), а затем специальные и другие карты, планы, схемы, разрезы.

На каждом листе графических приложений справа внизу дается штамп установленной формы с выходными данными об организации, авторах и другими сведениями. Папка с графикой сопровождается оглавлением, в котором перечисляются все входящие в нее графические приложения с необходимыми примечаниями (количество листов по каждому наименованию, материал бумага, калька, лавсан и т. д. и другие разъясняющие сведения).

Карта по группе листов оформляется как единая. Она сопровождается едиными условными обозначениями и вспомогательными схемами. Геологическая карта сопровождается разрезами, дающими целостное представление о тектонической структуре района (пп. 12.2812.31) и стратиграфическими колонками, составленными по формационным (фациальным) зонам (пп. 12.3812.41). Карта закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых сопровождается единой металлогенограммой (пп. 12.8912.92).

Каждая карта размещается на нескольких листах стандартного формата с таким расчетом, чтобы максимально использовать их площадь (прил. 61). На стандартном листе следует размещать один или два полных смежных номенклатурных листа карты (для северных районов до четырех номенклатурных листов), расположенных на одной широте. При этом на каждом бумажном листе указываются название карты, ее масштаб и номенклатура топографических листов (прил. 61).

В заголовке над северной рамкой обязательных карт, прилагаемых к отчету по группе листов, даются следующие надписи сверху вниз:

министерство (управление) геологии союзной республики;

производственное геологическое объединение;

название карты;

численный масштаб;

название района;

название группы листов;

номенклатура листов (листа).

Слева над северной рамкой указывается год составления карты, справа гриф.

Под нижней (южной) рамкой помещаются следующие сведения:

в середине линейный масштаб;

с левой стороны наименование учреждения, в котором составлена карта (экспедиция, группа партий и т. п.), инициалы и фамилия авторов карты, схемы (картограммы), авторство по листам карты;

с правой стороны решение НТС предприятия, производившего работы (формула: Карта одобрена научно-техническим советом управления (объединения), дата, номер протокола).

Карта по одному номенклатурному листу снабжается теми же подписями. Все условные обозначения, вспомогательные схемы (на геологической карте, кроме того, разрезы и стратиграфическая колонка, на карте закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых металлогенограмма) размещаются непосредственно за рамкой листа.

6.24. На геологической карте (геологической карте погребенных образований, аэрофотогеологической карте) показываются:

поля распространения осадочных, вулканогенно-осадочных, слоистых вулканогенных и сохранивших первичную стратификацию регионально-метаморфических пород, расчлененных на местные и вспомогательные стратиграфические подразделения — свиты (толщи), подсвиты и пачки, с указанием принадлежности их к общим стратиграфическим подразделениям. В пределах распространения указанных пород показываются отдельные их пласты, прослеженные на местности или отдешифрированные на МАКС, даже если они прослежены фрагментарно;

поля распространения нестратифицированных метаморфогенных образований, расчлененных на серии, комплексы и подкомплексы, а внутри них — на группы тел и тела различного состава, с указанием их возраста (положения в геохронологической шкале);

поля распространения интрузивных и субвултанических образований, расчлененные на комплексы, фазы и фациальные разновидности, различающиеся составом и структурой слагающих пород, с указанием их возраста (положения в геохронологической шкале);

зоны меланжа и олистостромов с выделением отдельных олистолитов и олистоплак;

зоны измененных пород (гранитизированных, мигматизированных, метасоматитов, гидротермалитов, тектонитов, диафторитов, взрывных брекчий, импактитов), расчлененных по составу, с указанием их возраста (положения в геохронологической шкале);

площади распространения кор выветривания с указанием их возраста и генетического типа. При больших площадях кор выветривания составляются специальные карты кор выветривания;

площади распространения техногенных пород (отвалов, шлаков и т. п.) и зон техногенно измененных пород;

основные тела полезных ископаемых, а также толщи и пачки, благоприятные для их локализации (малые тела показываются вне масштаба по возможности с сохранением морфологических особенностей);

опорные или маркирующие горизонты, даже если они установлены фрагментарно;

другие небольшие по размерам тела, важные для понимания геологического строения и оценки перспектив района (дайки, зоны измененных пород и др.);

геологические границы, разделенные по степени их достоверности;

разрывные нарушения, разделенные по значимости, степени достоверности, морфологическим особенностям, с указанием, если возможно, ориентировки сместителя, амплитуды и направления относительного смещения блоков;

плоскостные и линейные структурные элементы (ориентировка поверхностей слоистости, кливажа, кристаллизационной сланцеватости, шарниров малых складок и др.);

наиболее важные буровые скважины и горные выработки, имеющие существенное значение для характеристики геологического строения района и использованные при построении карт и разрезов;

места находок ископаемых органических остатков, обосновывающих возраст отложений, места археологических находок и пункты, для которых имеются определения радиологического возраста пород или минералов.

Обязательными элементами геологической карты являются система условных обозначений (легенда), геологические разрезы, стратиграфические колонки, дополнительные мелкомасштабные схемы.

6.25. На геологической карте четвертичных отложений показываются:

поля распространения различных генетических типов отложений, расчлененных по возрасту и литологическим признакам (для вулканогенных образований должны быть выделены их фации, для осадочных могут быть отражены генетические подтипы, группы фаций и фации);

геоморфологические особенности района, связанные с распространением и составом четвертичных отложений (если не составляется специальная геоморфологическая карта);

данные о мощности подразделений четвертичных отложений;

контуры площадей распространения кор выветривания;

маркирующие горизонты, даже если они известны фрагментарно;

геологические границы с разделением по характеру и степени достоверности;

тектонические нарушения и элементы их залегания;

поля распространения мерзлых и талых пород и подземных льдов;

места сбора ископаемых органических остатков и археологических находок, обосновывающих возраст отложений, и пункты, для которых имеются радиологические определения возраста;

важнейшие буровые скважины и глубокие горные выработки с указанием возраста и глубины залегания вскрытых пород;

палеогеографические особенности отдельных этапов четвертичного периода (направления движения льдов, затопленные русла и т. п.).

Карта четвертичных отложений сопровождается стратиграфической колонкой (в районах, где четвертичные отложения обладают значительными мощностями), разрезами по скважинам или идеализированной схемой строения четвертичного покрова, на которой показываются взаимоотношения всех стратиграфо-генетических подразделений, а в криолитозоне дополнительно к этому контуры распространения мерзлых и талых пород, подземных льдов.

6.26. Карта полезных ископаемых составляется на геологической основе. На ней показываются*:

все месторождения, проявления полезных ископаемых и пункты минерализации с указанием их промышленного, формационного и по возможности генетического типа и разделением по размерам, разведанности (изученности) и освоенности;

* При оформлении карты полезных ископаемых используются условные знаки карты закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых (пп. 12.6112.95, прил. 2536).

площади месторождении;

тела полезных ископаемых, выражающиеся в масштабе карты;

геохимические и шлиховые ореолы и потоки рассеяния, отдельные пробы всех видов опробования с повышенными содержаниями полезных компонентов;

геофизические аномалии, космо- и аэрофотогеологические объекты, интерпретируемые как связанные с полезными ископаемыми;

отвалы горных выработок, хвосты обогатительных фабрик и другие техногенные отложения, содержащие полезные компоненты.

Под месторождениями понимаются природные скопления полезного ископаемого, которые по количеству и качеству сырья являются или являлись предметом промышленной разработки либо могут стать таковым при изменении технологии и экономических условий. Месторождения разделяются по величине балансовых и забалансовых запасов, степени разведанности и освоенности.

К проявлениям (рудопроявлениям) полезного ископаемого относятся природные скопления минерального (рудного) сырья, которые по содержанию и качеству полезного компонента отвечают требованиям промышленности к качеству минерального сырья или близки к ним, но из-за малых размеров тел минерального вещества или недостаточной их изученности не могут быть отнесены к категории месторождений. Любые находки алмазов, золота и остродефицитных полезных ископаемых относятся к проявлениям и обязательно показываются на карте. Проявления естественных строительных материалов, за исключением некоторых важных и дефицитных для промышленности страны в целом или исследуемого региона видов минерального сырья (например, пемза, перлит, декоративные камни), на карте полезных ископаемых не показываются. По степени изученности проявления разделяются на оцененные перспективные, оцененные неперспективные, с невыясненными перспективами.

Месторождения и проявления разделяются также по генезису, принадлежности к определенной рудной формации и минеральному типу, по форме рудных тел, степени эродированности, структурно-текстурным особенностям руд и их качеству.

Пунктами минерализации считаются места обнаружения типичных для тех или иных руд минеральных ассоциаций, в которых выявленные содержания и качество полезных компонентов далеки от промышленных либо достигают их, но в телах малого размера.

6.27. Карта закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых составляется для поверхности одноярусных районов, толщи четвертичных отложений в районах IЧо, IЧв, продуктивных горизонтов покровного комплекса или всего покрова в целом и поверхности погребенного складчатого фундамента в районах двух- и трехъярусного строения.

При ГГС, ГС и ГДП в районах с однообразными или немногочисленными промышленными и (или) формационными типами месторождений полезных ископаемых, а также при ГТК составляются карты, на которых совместно отражаются сведения об экзогенной и эндогенной минерализации. Для районов сложного геологического строения, насыщенных месторождениями полезных ископаемых разного генезиса, промышленного и (или) формационного типа, допускается составление двух (или более) карт для различных групп (например, раздельно для эндо- и экзогенных) или видов полезных ископаемых (например, фосфоритов и россыпей).

Для районов широкого развития пластовых полезных ископаемых (угленосные, железорудные и фосфоритоносные бассейны, нефтегазоносные поля, площади развития платформенных бокситов) карта может специализироваться применительно к специфике ведущего полезного ископаемого с отражением его характеристик, технологических свойств и условий эксплуатации. В этом случае используются имеющиеся указания по составлению специальных карт (углехимических, сернистости нефти и др.).

6.28. Карта закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых отражает результаты металлогенического (минерагенического) анализа и синтеза всех данных по изучаемой территории с использованием теоретических разработок в области образования полезных ископаемых, методики прогнозирования и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Карта служит научной основой дальнейших геологоразведочных работ, направленных на открытие новых промышленных месторождений.

Карта закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых составляется на специализированной геологической основе, которая создается путем разгрузки геологической карты, объединения или изъятия элементов геологического строения, не имеющих значения для контроля, образования и локализации месторождений полезных ископаемых. Таким образом, главное содержание основы составляют геологические тела и структуры, а также другие элементы геологического строения и история развития района, прямо или косвенно определяющие локализацию полезных ископаемых и возникновение рудных зон, узлов, полей и месторождений в различных блоках земной коры изучаемого района (металлогенические факторы первого и второго рода пп. 6.14, 6.15). Служащие фоном для этих факторов площади распространения геологических тел, структур и других элементов, не имеющих металлогенического значения или металлогеническое значение которых неясно, на данной карте не раскрашиваются.

6.29. В соответствии с изложенным на карте закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых показываются:

все месторождения и проявления полезных ископаемых с указанием их промышленного, формационного и, если возможно, генетического типа и разделением по размерам; особо выделяются месторождения, для которых прогнозируется увеличение количества полезных ископаемых, и проявления, для которых прогнозируется выявление месторождений (и их площади);

геофизические и геохимические аномалии, отдельные пробы всех видов с повышенным содержанием полезных компонентов, космо- и аэрофотогеологические объекты, интепретируемые как связанные с полезными ископаемыми или подтверждающие металлогеническую значимость элементов геологического строения;

другие прямые и косвенные признаки, указывающие на возможность выявления месторождений полезных ископаемых (ореолы, зоны специфического эндогенного и экзогенного изменения пород и т. п.);

отвалы горных пород, хвосты обогатительных фабрик и другие техногенные отложения, содержащие полезные компоненты;

металлогенические факторы первого и второго рода, на основе которых дается прогнозная оценка территории, ее частей и отдельных объектов;

границы рудных районов, зон, узлов, полей, площади месторождений;

перспективные объекты для постановки поисковых и поисково-оценочных работ с указанием степени их перспективности, изученности, прогнозных ресурсов категории Р2 и рекомендуемых видов геологоразведочных работ.

Для районов, насыщенных полезными ископаемыми, допускается составление двух карт: закономерностей размещения полезных ископаемых (прил. 53) и прогноза полезных ископаемых (прил. 54).

6.30. В качестве перспективных объектов для постановки поисковых работ на карте закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых выделяются:

потенциальные рудные поля или их части с установленными региональными и локальными металлогеническими факторами, обнаруженными проявлениями полезных ископаемых и пунктами минерализации, геофизическими и геохимическими аномалиями, позволяющими прогнозировать обнаружение определенных типов месторождений, подсчитать прогнозные ресурсы категории Р2 и оценить их возможное геолого-экономическое значение;

площади и части рудных узлов и зон, перспективы которых на выявление месторождений полезных ископаемых установлены главным образом на основе анализа факторов регионального характера и где в результате проведенных при ГСР-50 общих поисков не обнаружено потенциальных рудных полей или частей.

Перспективными объектами для постановки поисково-оценочных работ являются проявления или их части, перспективность которых подтверждена совокупностью локальных рудоконтролирующих факторов и прямых поисковых признаков, единичными телами и зонами концентрации полезных ископаемых, по качеству и прогнозным ресурсам категории Р2 близкими к порайонным оценочным кондициям (параметрам промышленных месторождений).

6.31. Карта фактического материала отражает источники первичной геологической информации (маршруты, пункты наблюдения, горные выработки, скважины, место отбора проб и т. п.), использованные при составлении геологической карты, карты полезных ископаемых и карты закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых. Приводится не только информация, относящаяся к периоду работы партии, но и документация старых выработок, скважин, проб и т. п., которые использованы при составлении карт. Источники информации, полученные партией и другими организациями, изображаются по разному (прил. 1).

Фактический материал площадного шлихового и литохимического опробования, геофизических и других работ (маршруты, профили, пункты наблюдения и опробования) приводится на картах результатов соответствующих видов работ (пп. 6.32), а на карте фактического материала не отражается, за исключением пунктов наблюдений и отбора проб с повышенным содержанием полезных компонентов, отраженных на картах полезных ископаемых и закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых (пп. 6.26, 6.29). Фактический материал по опорным участкам и участкам детальных поисковых работ отражается на кортах (схемах) соответствующих участков, а на карте фактического материала не приводится.

На корте фактического материала изображается (прил. 1 и 51):

линии наземных геологических маршрутов с обозначением пунктов наблюдений и указанием их номеров. Пункты наблюдений диффиринцируются по характеру обнажений (коренные выходы, элювиальные и делювиальные развалы и высыпки коренных пород, обнажения дальнеприносных рыхлых отложений);

контуры ключевых (опорных) участков и ключевые (опорные) обнажения, горные выработки, скважины, в пределах которых установлены и детально изучены надежные взаимоотношения стратиграфических и нестратиграфических подразделений, установлены разрезы тех или иных подразделений или их частей, выявлены характерные структурные формы, соотношения тектонических структур и т. д.;

линии детального изучения разрезов с указанием их номеров или названий;

контуры участков детальных поисковых работ, их номера и названия, при необходимости – виды проведенных исследований;

профили, пункты и участки геофизических и геохимических работ (если не составляются специальные карты), их номера и виды исследований;

пункты гидрогеологических наблюдений (с разделением по типам источников) и их номера;

горные выработки, буровые скважины, линии горных выработок, буровые профили и их номера. Горные выработки разделяются по видам: шурфы, канавы, штольни, шахты, карьеры. Для буровых скважин желательно разделение по целевому назначению (картировочные, структурные, поисковые, разведочные, гидрогеологические и др.) с выделение скважин, пробуренных с отбором и без отбора керна;

места отбора и номера проанализированных проб всех видов с разделением по назначению;

места находок ископаемых остатков фауны, флоры, спор и пыльцы, а так же места археологических находок независимо от количества и качества (сохранности) собранного материала и ценности сделанных по нему заключений;

контуры и номера (в северо-западной части контура) помещенных в отчете отдешифрированных МАКС, линий и точки привязи наблюдений аэровизуальных маршрутов;

все геологические границы, разделенные по степени достоверности (в соответствии с пп. 3.16, 3.17), способу выделения (только по данным МАКС или геофизических и геохимических работ) и индексы оконтуренных границами геологических тел. Геологические границы показываются густым синим цветом.

Оформление карты фактического материала должно соответствовать оформлению других обязательных карт (прил. 51, 61). Составлять карту желательно на прозрачном материале.

6.32. К специальным картам и схемам относятся:

геологическая карта четвертичных отложений;

карта (схема) изомощностей рыхлых отложений;

карта (схема) кор выветривания и изоглубин залегания их кровли;

карта (схема) проявлений экзогенных геологических процессов;

схема геологического строения глубинных уровней одноярусных районов. Масштаб определяется геологическим заданием;

тектоническая схема масштаба 1:200000, при необходимости может включать прилегающие к площади ГСР-50 территории:

карта (схема) неотектоники;

структурные карты (схема) по характерным горизонтам покровного комплекса, составление по данным геофизических исследований, буровых работ и измерительного дешифрирования МАКС;

структурно-геоморфологические и морфологические карты (схемы);

геоморфологическая карта с отражением проявлений экзогенных и криогенных процессов масштаба 1:50000 (1:25000);

карты шлиховая, минералогических ассоциаций в шлихах, шлихогеохимическая масштаба 1:50000 (1:25000)*;

карта районирования территории по условиям и методам геохимических работ масштаба 1:5000 (1:25000)*;

карты результатов литогеохимического опробования или комплексных геохимических аномалий на четыре-пять элементов, индикаторных в отношении конкретного типа оруденения; совмещаются с фактическим материалом литохимического и других видов опробования. Масштаб 1:5000 (1:25000)*;

геохимическая прогнозная карта масштаба 1:5000 (1:25000)*, содержащая данные о размерах геохимических ореолов рудных полей и месторождений, их специализации по основным рудообразующим элементам, уровне эрозионного среза известных и прогнозируемых месторождений;

радиометрическая карта масштаба 1:5000 (1:25000)*;

петрофизическая карта (схема) масштаба 1:50000 (1:25000-1:200000);

карта (схема), связанные с проведением сопутствующих (при необходимости также опережающих и ранее проведенных**) геофизических работ на всей площади ГСР-50 или на отдельных ее участках. Масштаб определяется геологическим заданием;

карта (схема) геологической интерпретации геофизических материалов масштаба 1:50000 (1:25000);

литолого-фациальные, палеовулканические и палеогеографические карты (схемы) продуктивных толщ;

геологопоисковые планы, карты (схемы) участков детальных работ масштаба 1:25000 и крупнее.

При необходимости в масштабе съемки или более мелком составляются также карты (схемы) гидрохимическая, палеотектоническая, геодинамическая, палеомагнитная, интрузивных и вулканических формаций, метаморфических зон, эрозионного среза, типов минерализации, напряженности разрывной тектоники и др. (перечень определяется геологическим заданием).

6.33. Текст отчета представляет собой геологическое описание района и его полезных ископаемых на основе анализа и обобщения всех геологических, геофизических, геохимических и других материалов, полученных в ходе работ партии и при ранее проведенных исследованиях. Особое внимание уделяется описанию факторов контроля полезных ископаемых, оценке перспектив территории и отдельных ее частей (в том числе проявлений и месторождений полезных ископаемых) и обоснованию рекомендаций для постановки дальнейших геологоразведочных работ. Описание геологических объектов и полезных ископаемых сопровождается указанием приложений к отчету, номенклатуры листа, к которому относится описание точек наблюдений, шлифов, проб и других материалов.

Объем отчета не должен превышать 300 (для ГС) – 500 (для ГГС, ГДП, АФГК и ГГК) страниц машинописного текста через 1,5 интервала, включая рисунки, таблицы, схемы и другие текстовые приложения для районов сложного геологического строения, с большим количеством месторождений и проявлений полезных ископаемых и соответственно 200-300 страниц для районов простого строения.

__________________________

* Составляются при производстве соответствующих видов работ.

** Карты физических полей, имеющиеся в отчетах по опережающим и ранее проведенным геофизическим съемкам, в отчет по ГСР-50, как правило, не помещаются. Они служат основой, для составления помещаемой в отчет карты (схемы) геологической интерпретации геофизических материалов.

В целях сокращения объема необходимо максимально использовать табличные и графические формы представления материалов, математические зависимости и т.п. Следует избегать помещения в отчете графических материалов, а также описаний фактов и явлений, не имеющих существенного значения для понимания геологического строения района и оценке его перспектив в отношении полезных ископаемых. В названии каждого отчета обязательно должны указываться район, название групп листов, номенклатура листов, название партии, годы проведения съемки.

Текс отчета должен содержать следующие обязательные разделы.

Введение. Приводятся общие краткие сведения о районе: административное положение, рельеф, гидрография, климат, проходимость, дешифрируемость, сложность геологического строения, экономико-географические особенности, степень обнаженности, районирование территории по условиям ведения поисковых работ. Характеризуется содержание подготовительных работ, методика полевых, химико-аналитических и других исследований (с указанием лабораторий, проводивших анализы), камеральной обработки и интерпретации материалов по всем видам работ. Для стандартных исследований, приемов обработки и интерпретации материалов указываются лишь соответствующие инструкции или руководства и приводятся сведения о точности и надежности работ.

В табличной форме характеризуется проектный, плановый и выполненный объем всех работ и затрат в сметных ценах и физическом выражении, а так же в соотношении между сметной и фактической стоимостью ГСР-50 в целом. Физические объемы работ и затраты на разные виды ГСР-50 при их совместном проведении показывают раздельно, так же как затраты на геологическую съемку и работы по другим источникам финансирования. Оценивается эффективность применения видов и объемов работ для решения основных геологических и поисковых задач ГСР-50. Анализируется соотношение между информативными (проектирование, подготовительные, полевые, камеральные, лабораторные работы) и неинформативными (организация и ликвидация полевых работ, строительство временных зданий и сооружений, транспортировка грузов и персонала партии и т. п.) затратами и различными частями информативных затрат. Излагаются причины невыполнения или замены отдельных видов работ другими. Приводятся данные о проектных, плановых и фактических трудозатрат в человеко-месяцах (раздельно инженеров-геологов, техников и рабочих) в подготовительный период, на полевых и камеральных и по объекту в целом. Здесь же рассматриваются реализованные и возможные пути повышения производительности труда, снижения стоимости работ и улучшения структуры затрат (при необходимости в табличной форме проводятся сравнения проведенных работ с таковым предшественником и аналогичными работами в смежных районах), оценивается экономический и геологический эффект применения новых методов. В конце главы описывается организация работ, перечисляются исполнители (с указанием занимаемой должности и доли участия, с отражением объемов маршрутов и т. п., в полевых и камеральных работах в виде таблиц), а также лица, оказавшие существенную помощь в проведении работ. Глава иллюстрируется схемами расположения района, орогидрографии, обнаженности, проходимости, дешифрируемости МАКС, сложности геологического строения, районирования территории по условиям ведения поисковых работ.

Изученность района. Дается критический обзор и анализ исследований по геологии и полезным ископаемым района, проведенных после составления объяснительной записки к карте масштаба 1:200000 или 1:1000000 (новая серия). Проводится краткая характеристика фонда выявленных до начала ГСР-50 поисковых объектов, их изученности и представлений о перспективности на обнаружение месторождений полезных ископаемых. Более подробно освещаются работы, проделанные в связи с подготовкой площади к проведению ГСР-50 и в период их выполнения, а также конкретные задачи, вытекающие из анализа изученности района. Глава иллюстрируется схемами геологической, геофизической, геохимической изученности, опоискованности, обеспеченности МАКС.

Стратиграфические образования. В начале главы дается общая характеристика разреза стратиграфических образований в целом и его главнейших фациальных изменений в пределах района. Затем описываются, начиная с более древнего, все выделенные на карте и разрезах подразделений (п. 31) в следующем порядке:

общая характеристика и основные участки распространения свиты, ее положения в разрезе района, взаимоотношения с подстилающими и перекрывающими образованиями, перечень более дробных подразделений, выделяемых в составе свиты (подсвита, пачка т. п.);

особенности геофизических полей и изображения участков распространения свиты и ее подразделений на МАКС;

описание в возрастной последовательности, начиная с наиболее древних, подсвит и пачек: основные черты строения и состава, отличительные особенности, распространение, условия залегания, типичные разрезы с указанием мощностей, фациальных изменений по площади;

литологическая, петрографическая, геохимическая и петрофизическая характеристики пород (в виде таблиц и диаграмм) для свиты в целом (при достаточно контрастном составе подразделений - раздельно для подсвит и пачек). Особо выделяются маркирующие горизонты и подразделения, вмещающие полезные ископаемые или контролирующие их размещения.

возраст свиты по совокупности всех данных: взаимоотношения с подстилающими и перекрывающими отложениями, описание ключевых участков, обнажений и выработок с приложением соответствующих иллюстраций; характеристики ископаемых органических остатков и радиологических определений возраста; сравнение со стратотипом и основными подразделениями соседних районов с указанием критериев корреляции одновозрастных образований.

Для регионально метаморфизионных стратиграфических образований должны быть дополнительно приведены:

доказательство первичной седиментационной или вулканогенной природы поверхностей их напластований;

составы минеральных ассоциаций и типоморфные минералы, позволяющие судить о принадлежности пород к фациям метаморфиза. Описывается степень неоднородности (полифациальность, зональность) метаморфизма;

особенности проведения границ метаморфических зон (изоград) и их соотношения со стратиграфическими структурными элементами;

значение процессов метаморфизма в образовании и преобразовании полезных ископаемых.

Для районов широкого развития вулканических пород кроме указанного выше необходимо привести общий обзор вулканических образований. Описываются морфология и состав образующих вулканические структуры фаций – эффузивных (покровы, потоки, туфовые и туфогенные образования), экструзивных, жерловых и субвулканических; устанавливаются и описываются древние вулканы или зоны эруптивных центров. Приводятся характеристики вторичных изменений пород, особенно контролирующих образование полезных ископаемых. Характеризуются закономерности развития вулканических пород их описание должно быть выделено в самостоятельную главу «Вулканизм», помещаемую после главы «Стратиграфические образования».

При описании четвертичных отложений для каждого звена последовательно, снизу вверх, характеризуются климатостратиграфические горизонты, а в каждом горизонте (надгоризонте, подгоризонте) описываются генетические типы (подтипы, группы фаций, фации) отложений, формы рельефа, гранулометрический, петрографический и минералогический состав, характерные текстуры и т. п.

Описание метеоритных ударно-взрывных и кор выветривания производится согласно пп. 3.13. и 3.14 и помещается в общей последовательности в соответствии с их возрастом (стратиграфическим положением). При широком развитии этих образований или их важном значении в формировании полезных ископаемых описание может быть выделено в самостоятельные разделы – «Метеоритные ударно-взрывные образования» и «Коры выветривания», помещенные в конце главы.

Интрузивные и метаморфогенные образования. В начале главы дается обзор и перечисление интрузивных и метаморфогенные комплексов, далее следует описание каждого комплекса в порядке от древних к молодым.

Для интрузивных образований вначале приводится общая характеристика комплекса, указывается количество фаз внедрения, наименование и расположение относящихся к нему массивов, затем дается описание всех или типичных (при большом количестве) массивов по следующей схеме:

форма и размеры интрузива в плане и в вертикальном разрезе (с использованием геофизических данных), его положение в структуре района;

особенности геофизических полей над интрузивом и изображением его на МАКС;

морфология контактов;

состав фаз интрузии, их взаимоотношения, последовательность внедрения, распределение внутри интрузии, фациальные изменения с указанием обосновывающих ключевых участков и обнажений;

протектоника интрузива – первичные структуры, текстуры, трещины отдельности и т. д.

жильные породы – состав, пространственное положение, приуроченность к определенным системам трещин, элементам протектоники, зависимость распределения от деталей строения интрузива;

контактовые изменения (в том числе гибридизация), их зависимость от состава интрузивных и вмещающих пород, ширина контактовых ореолов и их строение;

автометасоматические и гидротермальные изменения, по возможности с разделением по фазам;

постинтрузивные деформации, метаморфизм и связанные с ними изменения пород;

петрографическое описание пород. Приводятся по фазам в возрастном порядке, начиная с ранних. Подробно описывается распространенная разновидность породы: ее текстурные и структурные особенности, минеральный состав (качественный и количественный, в том числе акцессорные минералы), петрохимическая, геохимическая (в том числе по изотопам) и петрофизическая характеристики. Используемая номенклатура изверженных пород должна учитывать рекомендации Петрографического комитета ОГГГ АН СССР.

Описание отдельных минералов приводится только в том случае, если их свойства заметно отличаются от стандартных. Для минералов переменного состава дается характеристика железистости, щелочности и т. д. Данные по составу и структурам пород и минералов представляются в виде таблиц.

В конце главы рассматриваются общие закономерности изменения химического и минерального состава пород в процессе становления комплекса, петрохимическая, петрографическая и геохимическая зональность, выявленная по наблюдениям в разрезах, по буровым скважинам и другими материалам.

Определяются формационная принадлежность, геохимическая и металлогеническая специализация комплекса и отдельных его фаз и дается перечень полезных ископаемых, генетически или пространственно связанных с ними. Устанавливается глубина формирования массивов и величина их эрозионного среза, по возможности – тип исходной магмы, направленность процессов дифференциации и фациальные условия становления массивов.

При обосновании возраста указывается обоснованные фактическим материалом взаимоотношения с вмещающими и перекрывающими (прорывающими) образованиями; приводятся результаты определения радиоизотопного возраста с исходными данными (в таблице).

Метаморфогенные (дислокационно-метаморфические, ультраметаморфические, метасоматические и др.) комплексы выделяются, как и интрузивные, под собственными названиями и описываются в следующем порядке:

основные участки распространения, структурные особенности размещения, взаимоотношения с другими стратиграфическими и не стратиграфическими подразделениями;

отличительные особенности, характер строения, степень неоднородности (зональность, полифациальность, стадийность и т.п.) с перечнем выделяемых подкомплексов и зон;

характеристика подкомплексов (зон): основные участки распространения, ключевые участки и обнажения, условия залегания, морфология тел и контактов, взаимоотношение с другими подкомплексами, внутреннее строение, включая фациальные и вторичные изменения, опорные горизонты, основные виды пород с петрографической, геохимической и петрофизической характеристиками, типоморфные минералы и их ассоциации, позволяющие судить о генетических особенностях, эволюции пород и их принадлежности к фациям метаморфизма. Приводятся данные о первичной природе пород. Если комплекс не расчленен на подкомплексы, указанные сведения даются для комплекса в целом.

Для комплекса в целом приводятся:

особенности проведения границ (изоград) метаморфизма, зон и стадий;

сравнение с одновозрастными комплексами района с указанием критериев корреляции;

металлогеническая характеристика перечень полезных ископаемых, связанных с данным комплексом;

обоснование возраста по совокупности данных.

В конце главы необходимо дать очерк общих закономерностей эволюции магматизма и метаморфизма во времени и изменения их металлогенической специализации.

В зависимости от наличия на территории различных генетических комплексов (нестратиграфических образований) название главы может соответственно конкретизироваться: «Интрузивные образования», «Интрузивные и ультраметаморфические образования», «Метаморфогенные образования».

При описании районов, сложенных преимущественно магматическими пародами, эти вопросам, а также совместному рассмотрению интрузивных, субвулканических и эффузивных образований, их сравнительной петрографической и петрохимической характеристике, связям и последовательности процессов плутонизма и вулканизма, анализу условий проявления магматизма на разных этапах геологической истории, явлениям магматизма на разных этапах геологической истории, явлением палингенеза и т. д. может быть посвящена специальная глава «Магматизм».

Тектоника. Определяется положение района в общей тектонической структуре региона, перечисляются основные структурные подразделения (структурные этажи и ярусы, складчатые комплексы) и главные тектонические зоны и подзоны. Далее приводится описание каждого структурного подразделения и границ между ними – поверхностей несогласия, зон разрывных нарушений, меланжа, смятин т. п. В пределах основных структурных подразделений выделяются и описываются конседиментационные, метаморфогенные, магматогенные и деформационные тектонические структуры. При характеристике складчатых структур последовательно (по тектоническим зонам или блокам) рассматриваются все или наиболее типичные крупные складчатые формы и осложняющие их складчатые разрывы, затем характеризуются, складки более высоких порядков и систематизированные данные об ориентировке поверхностей сланцеватости и кливажа, линейности, зоны динамометаморфизма. По возможности устанавливается связь конседиментационных, складчатых и разрывных структур с фациальными особенностями отложений. Описание различных нарушений может быть выделено в самостоятельный раздел главы «Тектоника», в котором дается их классификация по рангу, глубинности, кинематике и т. д. В самостоятельном разделе могут также описываться геодинамические структуры (олистостромы, меланж, надвиги, покровы, шарьяжи др.), если они широко развиты в районе.

Для платформенных районов вначале приводятся сведения о строении фундамента, затем кратко указываются комплексы покровных отложений, разделенные крупными несогласиями, вызвавшими резкое изменение их расположение. Для каждой структуры дается описание морфологии, рассматривается связь развития с осадконакоплением.

В районах распространения вулканогенных образований после общей характеристики тектонического положения района описываются отдельные вулканотектонические структуры и вулканические постройки. Для каждой структуры и постройки приводятся: ее морфология, размеры, поведение отдельных структурных (в том числе разрывных), фациальных (в том числе покровных, жерловых, субвулканических и интрузивных) подразделений в пространстве в связи с общим планом постройки; распределение вулканических построек в пределах вулканотектонической структуры; соотношение вулканотектонических структур и построек со структурой фундамента (если этот фундамент наблюдается в пределах описываемого района или по геофизическим данным). Описываются кольцевые и дуговые структуры, их размеры, строение, выраженность в рельефе, взаимоотношения и происхождение.

При описании структур всех типов указываются тектонические элементы, с которыми максимально связаны полезные ископаемые. В главе с максимально возможной полнотой должны быть использованы геофизические, геохимические, геоморфологические материалы, а также результаты дешифрирования МАКС.

Истории геологического развития. Рассматриваются этапы геологического развития, эволюция складкообразования и разрывообразования (при необходимости с региональными палинспастическими реконструкциями). Последовательно характеризуются основные особенности каждого этапа, начиная с наиболее раннего. Выделяются эпохи прогибаний, складко- и разрывообразования, горообразования, денудации, трансгрессий, регрессий. Делаются выводы о причинах смены тектонически режимов, изменения проницаемости земной коры, выявляется взаимосвязь различных и периодичность однотипных геологических процессов, интенсивность процессов, их физико-петрографические и термодинамические характеристики. Кратко характеризуются геодинамические обстановки, в которых находилась изученная территория в прошлом. Приводятся палеогеографические, палеомагнитные, петрологические, геохимические, структурно-тектонические доказательства геодинамических ситуаций. Реконструируются важнейшие первичные структуры (древние границы плит, зоны раздвига, субдукции, центры тепловых палеопотоков, зоны максимального давления, палеобассейны, палеовулканы и т. п.). Дается актуалистическое сравнение реконструируемых обстановок с современными. Определяется формационная принадлежность осадочных, магматических, метаморфических и метасоматических образований, связь магматизма и рудообразования с другими геологическими процессами.

Геоморфология. Дается общая геоморфологическая структура района, устанавливается зависимость крупных элементов от особенностей геологического строения. Приводится описание различных генетических типов рельефа (структурного, вулканогенного, структурно-денудационного, денудационного техногенного и аккумулятивного), обоснование их возраста; подробно характеризуются геоморфологическое строение речных долин, морских побережий, районов древнего оледенения и т. д. Показывается значение неотектоники (и сейсмичности) в формировании рельефа. Особое место отводится описанию современных геоморфологических процессов (эрозия почв, оврагообразование, оползни, обвалы, осыпи, сели, солифлюкция, абразия, термоабразия, карст, термокарст и др.), обращается внимание на антропогенное преобразование рельефа. В итоге рассматривается история формирования рельефа и устанавливается связь образования различных видов полезных ископаемых с определенными этапами геоморфологического развития.

Гидрология и инженерная геология. Глава должна содержать характеристику водоносных пород, сведения о глубинах залегания и качестве вод различных горизонтов, комплексов, зон трещиноватости, дебитах источников, водопунктов и о других наблюдениях, проведенных согласно п. 5.14. При наличии соответствующих сведений по литературным и фондовым данным дается инженерно-геологическая, а в криолитозоне – геокриологическая характеристика пород. При проведении совместно с ГСР-50 гидрогеологической и (или) инженерно-геологической съемки масштаба 1:50000 содержание главы определяется инструктивными документами по этим видам съемки.

Полезные ископаемые. В начале главы приводятся общие сведения о полезных ископаемых, известных на изученной территории. Затем характеризуются отдельные виды полезных ископаемых в следующем порядке:

горючие (нефть, газ, твердые);

металлические (черные, цветные, редкие и благородные металлы, рассеянные и редкоземельные элементы);

неметаллические;

минеральные соли;

подземные воды, минеральные грязи и газы;

строительные материалы и сырье для других отраслей промышленности.

Описанию каждого вида полезного ископаемого предшествует общая краткая характеристика выделяемых объектов различных металлогенических рангов (рудных зон, узлов, полей). Внутри этих объектов описание ведется в следующем порядке: коренные месторождения, проявления, пункты минерализации; россыпные месторождения, проявления, ореолы и потоки рассеяния. При большом количестве месторождений и проявления приводится описание важнейших и типичных, сведения об остальных представляются в табличной форме.

Для каждого месторождения и проявления указываются:

название, его синонимы;

географическая привязка (местоположение);

сведения об открытии (год, первооткрыватель, обстоятельства открытия);

степень разведанности или промышленного освоения, виды и объемы выполненных работ (раздельно собственные и предшественников);

геологическое строение месторождения (проявления), структура рудного поля, связь с геологическими деформациями;

общая площадь развития прямых признаков полезного ископаемого на поверхности, условия залегания тел полезного ископаемого, их форма и размеры, характеристика вмещающих пород и их изменений;

строение тел полезного ископаемого, их вещественный состав (минеральный и химический), сопутствующие компоненты;

структуры и текстуры руд;

наличие и строение зоны окисления;

генетический и формационный тип месторождения (проявления), степень эродированности;

оценка месторождения (проявления), его запасы и перспективы их прироста, прогнозные ресурсы категории Р2; экономико-геофизические условия его разведки и разработки.

Закономерности размещения полезных ископаемых и оценки перспектив района. В начале главы дается детальное описание металлогенических (минерагенических) факторов контроля полезных ископаемых с указанием роли каждого из них в локализации определенных групп или формационных типов полезных ископаемых. В частности, характеризуются стратиграфические, магматические и тектонические факторы, рассматривается роль регионально, контактного и других видов метаморфизма и метасоматоза в концентрации, разубоживании и изменении качества полезных ископаемых, значение палеогеографической, тектонической, палеотектонической и геодинамической обстановки для образования экзогенных и эндогенных полезных ископаемых, возможная маскировка месторождений покровными структурами. Роль геоморфологических факторов в формировании россыпей, месторождений коры выветривания и т. п. Отмечается возможная вертикальная и литеральная зональность в размещении рудных полезных ископаемых, а также изменение содержания полезного компонента или качества осадочного полезного ископаемого на изучаемой площади. По возможности рассматриваются источники рудообразования, роль глубинных структур в локализации оруденения.

Дается перспективная оценка месторождений и проявлений полезных ископаемых. Рассматриваются перспективы обнаружения новых месторождений в пределах геохимических, геофизических и других аномалий, площадей распространения продуктивных толщ и структур, а также участков, благоприятных по геологическим данным, с оценкой прогнозных ресурсов категории Р2 (при АФГК, ГГК-Р3) и указанием факторов, обусловивших оценку. Особое внимание уделяется обоснованию переоценки перспектив эксплуатируемых или разведуемых месторождений и возобновления разведочных работ на законсервированных месторождениях. Для всех перспективных объектов даются рекомендации по очередности и методике проведения дальнейших геологоразведочных работ.

В заключении дается общая характеристика закономерностей размещения полезных ископаемых и перспектив района в виде прогнозных ресурсов категории Р2 и Р3отдельных видов полезных ископаемых по прогнозируемым объектам. Здесь же определяются задачи дальнейшего изучения полезных ископаемых всего района.

В разделах этой и предыдущей глав освещаются результаты радиометрических и гамма-спектрометрических поисков и перспективы обнаружения месторождений радиоактивного сырья.

Заключение. Кратко отмечаются основные научные, практические и методические (при наличии новых методик) результаты, полученные при проведении работ, перечисляются важнейшие дискуссионные или нерешенные вопросы и указываются возможные пути их решения.

Список литературы. Приводится раздельно для опубликованных и фондовых материалов. Список составляется по правилам оформления библиографии к печатным работам.

В тесте отчета помещаются: обзорная карта района, схемы геологической, геофизической, поисковой изученности, опоискованности, условий ведения поисков, стратиграфические колонки опорных разрезов, корреляционные схемы, зарисовки, фотографии, МАКС, доказывающие отдельные положения отчета (показывающие взаимоотношения стратиграфических подразделений, структур и геологических тел района и т.д.). Все описание в тексте должны сопровождаться ссылками на фактический материал, графику и иллюстрации.

К отчету прилагаются списки месторождений, проявлений полезных ископаемых, пунктов минерализации и аномалий, составленные в последовательности, определенной п. 12.113 и прил. 26-30. Они оформляются в виде таблиц, состоящих их следующих граф:

Список месторождений и проявлений полезных ископаемых

Номенклатура листа

Индекс объекта Вид полезного ископаемого, название объекта Ссылки на литературу Примечания

Список прогнозируемых объектов

Номенклатура листа

Индекс объекта Вид полезного ископаемого, название объекта Генетический и (или) формационный типы Прогнозные категории Рекомендуемые методы и масштабы работы

Р1 Р2 Р3 Сводная таблица количества полезных ископаемых

Номенклатура листа

Пользуемое ископаемое Повышенные запасы категории А1-С2 (с указанием категории) Прогнозные категории Общие ресурсы (подсчитанные запасы + прогнозные ресурсы)

подсчитан-ные отработан-ные Р1 Р2 Р3 6.34. Текстовые приложения включают описания и фотографии важнейших обнажений и горных выработок, обосновывающих геологические выводы и построения, полные определения органических остатков и абсолютного возраста (с точными привязками к местности и разрезу), палеомагнитные определения, геофизические и геохимические характеристики горных пород (в виде таблиц в соответствии с п. 6.6), описания и фотографии наиболее важных шлифов и аншлифов, не включенные в текст отчета, описания разрезов и важнейших буровых скважин. В отчете по ГГК обязательно приводится описание (или колонки) скважин, пробуренных предшественниками в количестве, необходимом для обоснования выводов. Описание скважин должно сопровождаться геологическими колонками и каротажными диаграммами.

К отчету прилагаются информационная карта установленной формы, учетная карта геологосъемочных работ Мингео СССР*, справка о стоимости работ, копии актов комиссий по приемке полевых материалов.

6.35. Прилагаемые к отчету или помещенные в тексте отдешифрированных и аннотированные МАКС должны характеризовать в разных ландшафтных условиях все развитые в районе ассоциации горных пород, структурные и геоморфологические объекты, а также изменения их изображения на площади и подтверждать наиболее важные выводы о геологическом строении изучаемой территории.

______________________

* Рассылаются в установленном порядке в десятидневный срок после защиты на НТС управления (объединения).

6.36. Отчетные материалы перед защитой на НТС должны иметь не менее двух экспертных заключений, а при больших объемах специальных исследований (геохимических, геофизических, прогнозных и др.) – специальные экспертные заключения по соответствующим разделам или материалам. При производстве комплексных геолого-гидрогеологических, геолого-инженерно-геологических и геологосъемочных работ со специальными прогнозно-металлогеническими или поисково-разведочными исследованиями, финансируемыми по различным разделам плана, должно быть экспертное заключение об этих работах.

В экспертном заключении должны быть рассмотрены: соблюдение требований раздела 3 Инструкции и проекта к содержанию, деятельности и надежности результатов работ; обоснованность геологической интерпретации фактического материала, а также выводов и рекомендаций по направлению дальнейшего изучения района, особенно в отношении полезных ископаемых. Следует отметить также результаты выборочной сверки (если в ней возникла необходимость и она производилась ранее) геологической карты и карты полезных ископаемых с первичными наблюдениями, отдешифрированными аэрофотоснимками и другими исходными данными для составления карты. В экспертном заключении должны быть указаны недостатки, подлежащие устранению до передачи материалов в фонда (п. 5.22). Экспертное заключение сопровождается таблицей раздельных оценок глав отчета, прилагаемых карт и отчета в целом.

6.37. Окончательные материалы ГРС-50 рассматриваются и оцениваются НТС управления (объединения). В решении НТС особое отражение должны получить: полнота и качество выполнения геологического задания; рациональность использования отпущенных средств; соответствие геологической карты масштабу съемки; практическая значимость результатов поисков; новые организационные и методические приемы проведения работ, позволяющие повысить качество и эффективность геологической съемки; упущения в работе, а также запись об устранении недостатков, указанных в экспертных заключениях и актах приемки полевых материалов.

При оценке отчетных материалов целесообразно использовать современные модификации способов контроля и оценки качества, специализированные применительно к условиям применительно к условиям конкретного управления (объединения).

7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОИЗОДСТВА ГРУППОВОЙ И ПОЛИСТНОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ

7.1. Оба эти вида ГСР-50 полностью подчиняются изложенным выше (разделы 1-6) требованиям, но различаются организационно.

Полистная геологическая съемка ведется на ограниченных площадях – до четырех номенклатурных листов или меньше (1.7). Крупные целостные структуры охватываются ею путем последовательного наращивания заснятых площадей в определенном порядке – от более сложных, ключевых для понимания геологического строения всей структуры площадей к более простым.

Групповая геологическая съемка в отличие от полистной ведется одновременно на больших площадях (4-20 номенклатурных листов) и в связи с этим требует особых приемов организации и проведения. Проведение геологической съемки силами одной укрупненной партии на значительной территории, расположенной в пределах единой геологической структуры, последовательное сгущение сети полевых наблюдений по всей территории, возможность на наиболее важные участки обеспечивают необходимую полноту и достоверность в решении вопросов стратиграфии, магматизма, тектоники и металлогении района при меньших затрат времени и труда.

7.2. Оптимальный размер площади ГГС составляет 1500-2500 км2 в районных IIICo, IIICм и IIПв и порядка 5000 км2 в районах IIПо, IЧо, IЧв. Выбор размера площади производится в соответствии с п. 1.7.

7.3. В подготовительный период ГГС может выполняться рекогносцировка сроком до трех месяцев, содержание которой определяется п. 4.12. Рекогносцировка при ГГС в таежных и труднодоступных районах, как правило, выполняются посредством проведения аэровизуальных наблюдений в сочетании с авиадесантными маршрутами. На основании подготовительных работ выделяются опорные участки, т. е. участки, которые дают возможность решать главные вопросы геологии района и поисков полезных ископаемых.

7.4. Организационно-методической основой проведения полевых работ при ГГС является метод последовательного сгущения сети наблюдений. Сгущения сети наблюдений предусматривает в каждый полевой сезон исследование всей информации, достаточной для создания геологической и других карт требуемой деятельности. Такая методика обеспечивает рациональное размещение основных объемов и видов полевых работ, позволяет наиболее полно увязывать данные по всей площади ГГС и более эффективно осуществлять поисковые работы.

Ведение полевых работ путем последовательного наращивания площадей допускается лишь в исключительных случаях: если недостаточно транспортных средств (особенно вертолетов), в регионах с хорошо разработанными литолого-стратиграфической и петрографо-петрологической основами и если основные исполнители ГГС участвовали в среднемасштабной съемке того же района. Но и в этом случае нужно предусматривать дешифрирование МАКС, интерпретации. Геофизических, геохимических и других материалов на всю площадь в целом, подготовку для всей площади предварительных вариантов геологической и других карт (в подготовительный период), а также необходимость возвращения на отдельные участки изученной площади для проведения дополнительных наблюдений и увязка ранее составленных частей геологической и других карт с данными, полученные при съемке соседних площадей.

7.5. Организация полевых работ при трехсезонном цикле обеспечивает следующую общую последовательность их выполнения с использованием метода сгущения сети наблюдений.

В первый полевой сезон осуществляется проверка основных элементов геологического строения и перспектив на полезные ископаемые, установленных при обобщении материалов в подготовительный период и составлении предварительных вариантов карт. При этом изучаются опорные участки в пределах главных структур района, описываются важнейшие (опорные) разрезы стратиграфических образований, изучаются состав и строение интрузивных массивов, вулканических построек и глубоко метаморфозных комплексов, определяются металлогенические (минерагенические) факторы, потенциально продуктивные толщи, фации горных пород и структуры. Маршруты выполняются по разреженной сети, на большей части площади ведутся геохимическое и шлиховое опробование, радиометрические наблюдения и предусмотренные проектом специализированные исследования. Начинаются поисковые и оценочные работы на перспективных площадях, в структурах, зонах, на рудных полях, проявлениях и аномалиях; разворачиваются сопровождающие ГСР-50 геофизические и геохимические работы, бурение скважин.

Во второй полевой сезон выполняются основные объемы работ, необходимые для составления геологической карты и сопровождающих материалов. Для этого на площадях, требующих более детального изучения, сгущается созданная в первый год сеть маршрутов, прослеживаются основные геологические границы, маркирующие горизонты, крупные тектонические нарушения. Оконтуриваются участки распространения прямых и косвенных признаков полезных ископаемых, поля эндогенно и экзогенно измененных пород, зоны литофаций и метаморфизма. Уточняются границы рудных зон, узлов, полей и перспективных проявлений полезных ископаемых. В основном завершаются геохимические, геофизические, геоморфологические и другие виды исследований. Продолжаются поисковые работы на перспективных площадях, геофизических, геохимических и других аномалиях, бурение скважин, проходка горных выработок, работы по оценке перспективных локальных площадей и проявлений полезных ископаемых.

В третий (последний) полевой сезон завершаются оценочные работы, проводится уточнение и увязка всех геологических, аэрокосмических, геофизических, геохимических и других данных на всей площади ГГС, осуществляется окончательная редакция полевой геологической карты. Перед последним полевым сезоном должны быть завершены специализированные стратиграфические, петрографические и другие исследования, определены основные критерии оценки прогнозных ресурсов.

При двухсезонном цикле полевых работ распределение объемов исследований по годам определяется конкретными задачами и условиями их проведения, но во всех случаях в первый полевой сезон должно быть завершено площадное опробование на всей территории ГГС.

7.6. Содержание других видов и методов полевых и камеральных работ при ГГС соответствует общим требованиям (разделы 5 и 6), однако при большом объеме материалов целесообразно за 1,5 года до окончания полевых работ создавать из числа сотрудников партии специальную камеральную группу (два-четыре человека) для обработки имеющихся материалов, что должно быть оговорено проектом работ.

8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОИЗВОДСТВА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ДОИЗУЧЕНИЯ РАНЕЕ ЗАСНЯТЫХ ПЛОЩАДЕЙ

8.1. Геологическое доизучение площадей – самостоятельный вид ГСР-50, проводимый в районах, для которых имеющиеся геологические карты масштаба 1:50000 и сопровождающие их материалы устарели и не могут служить основой для оценки перспектив района в отношении полезных ископаемых, планирования поисковых и поисково-оценочных работ и удовлетворения других нужд народного хозяйства. Геологические карты считаются устаревшими в случае получения новых данных о взаимоотношениях геологических тел (если эти данные влекут за собой существенные изменения в представлениях о стратиграфии, тектонике и магматизме района), а также вследствие обнаружения в соседних районах продуктивных толщ, фаций, структур или открытия на этих площадях перспективных проявлений, приуроченных к геологическим телам и структурным элементам, протягивающимся в пределы ранее заснятой территории. Кроме того, основанием для постановки ГДП могут служить: изменение требований к глубине изучения района вследствие выявления перспективных глубинных горизонтов при проведении поисковых и разведочных работ; изменение требований к минеральному сырью, появление новых эффективных методов поисков или съемки.

Целью работ является дополнительное геологическое изучение ранее заснятых площадей в целом или отдельных геологических объектов в их пределах для приведения материалов ранее проведенных ГСР-50 в соответствии с требованиями Инструкции, для уточнения общих перспектив района в отношении полезных ископаемых или оценки других условий его освоения (промышленное и гражданское строительство, мелиорация и т. п.).

8.2. Основными задачами ГДП являются (по отдельности или в различных сочетаниях):

модернизация геологических карт и сопровождающих их материалов с цель создания Госгеолкатры-50;

общие поиски месторождений полезных ископаемых на новой геологической основе, оценка прогнозных ресурсов перспективных объектов;

увеличение по сравнению с ранее проведенными работами глубины непосредственного изучения территории, оценка перспектив ее на обнаружении глубоко залегающих месторождений полезных ископаемых;

изучение глубинного геологического строения перспективных структур, рудоносных зон и других объектов одноярусных районов для уточнения их геологического строения и определения перспектив выявления полезных ископаемых на глубине;

проведение предварительной оценки ранее известных и выявленных при ГДП перспективных объектов полезных ископаемых и определение их прогнозных ресурсов.

8.3. ГДП проводится по разрешению Мингео СССР. Материалы, обосновывающие постановку ГДП, оформляются в виде протоколов НТС управлений (объединений), рассматриваются министерствами (управлениями) геологии союзных республик (по подчиненности) и представляются в Мингео СССР одновременно с проектами пообъектных планов. Они должны содержать:

целевое назначение ГДП, ожидаемые геологические и поисковые результаты;

важнейшие задачи ГДП и основные методы их решения;

перечень основной конечной продукции и сроки проведения работ.

8.4. В площадь ГДП допускается включении участков двух- и трехъярусного строения, в пределах которых изучаемые образования перекрыты покровными отложениями. Общая площадь таких участков не должна превышать 10%. При большем размере таких участков и при необходимости составления карты погребенных образований одновременно с ГДП должно проводиться ГГК.

8.5. ГДП проводится на целостных площадях, охватываемых группой (не менее четырех) номенклатурных листов (п. 1.7). Работы на одиночных листах допускаются при проведении ГДП на небольших площадях массивов группой геологической съемки, в районах эксплуатирующихся месторождений (при необходимости обновления геологической карты района месторождения и выяснения перспектив его развития), в районах городов и строительства промышленных сооружений в комплексе с гидрологической и инженерно-геологической съемками. ГДП может сочетаться с геологической съемкой (ГС и ГГС) согласно п. 1.12.

8.6. Максимальный размер площади ГДП для одной партии в районах развития покровного вулканогенного и складчатого комплексов составляет 2 тыс. км2, в районах развития покровного осадочного комплекса - 4 тыс. км2.

8.7. При одновременном проведении ГДП и ГГК (п. 1.12) на всей площади или отдельных участках двух- и трехъярусного строения объектом ГДП являются породы, обнажающиеся на поверхности, а объектом ГГК – погребенные складчатые или осадочные и вулканогенные покровные образования.

8.8. ГДП в соответствии с п. 1.10 может включать специальные работы для изучения принципиальных вопросов стратиграфии, тектоники, петрологии, геоморфологии, металлогении и др., относящиеся ко всему региону ГДП, и опытно-методические работы для апробации новых методов. Подготовка рабочей опорной геологической легенды для данного горнорудного (экономического) района входит в состав ГДП как вид работ.

8.9. При подготовке к ГДП следует проводить особо полное и тщательное изучение материалов предыдущих геологосъемочных, геологоразведочных и научно-исследовательских работ (в том числе и первичных материалов, хранящихся в архивах), выбор рационального комплекса исследований, обеспечивающего существенный прирост геологической информации, и составление обоснованной программы работ составом геологов, ранее не участвовавших в съемке района, в процессе подготовительных работ необходимо провести рекогносцировку района в соответствии с п. 4.12.

8.10. Требования к подготовке площадей, содержанию, организаций, порядку проведения полевых и камеральных работ, к содержанию отчетных материалов ГДП отвечают изложенным в Инструкции (разделы 2-6). Однако порядок размещения маршрутов и проведения всех видов исследований зависит от геологического задания, материалов предыдущих исследований и степени изученности территории в предшествующий период. При планировании новых исследований (геологических, поисковых, геофизических, радиометрических, геохимических, горных и буровых работ) должны полностью учитываться материалы предшествующих работ (п. 8.9). Соответственно в отчетах по ГДП особое внимание обращается на вопросы, подвергающиеся дополнительному изучению, и на новую информацию.

8.11. Комплекс методов, применяемых при ГДП, должен отвечать Инструкции с соблюдением условий п. 8.9, т.е. должен выбираться в зависимости от результатов предшествующих работ и обеспечить полученные данных о геологическом строении и полезных ископаемых изучаемой территории, достаточных для выполнения геологического задания при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов.

8.12. Требования к содержанию и оформлению всех видов карт, составляемых при ГДП, должны отвечать пп. 6.20-6.32 и разделу 12.

9. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОИЗВОДСТВА АЭРОФОТОГЕОЛОГИЧЕСКОГО КАРТИРОВАНИЯ.

9.1. Аэрофотогеологическое картирование – самостоятельный вид ГСР-50, который проводится для оперативного получения данных о геологическом строении и полезных ископаемых крупных регионов и создания в масштабе – 1:50000 аэрофотогеологических карт поверхностей – геологической основы, предназначенной для решения первоочередных задач народнохозяйственного освоения этих территорий, включая выбор направления развития последующих геологосъемочных и поисковых работ. АФГК-50 проводится в том случае, если ранее проведенные геологические съемки масштаба 1:200000 не удовлетворяет требованиям народного хозяйства.

По результатам АФГК выделяются площади для постановки ГСР-50 (ГС, ГГС, ГДП) и объекты, перспективные для проведения общих и более детальных поисков.

9.2. Наиболее целесообразна постановка АФГК в районах с хорошей и удовлетворительной дешифрируемостью определяется возможностями решения конкретных задач с помощью современной интерпретации результатов дешифрирования МАКС, данных геофизических и геохимических исследований.

9.3. АФГК проводится в основном путем дешифрирования МАКС и интерпретации результатов дистанционных аэрофотографических и геофизических исследований (аэрофотосъемка, тепловая, радарная, многоспектральная, магнитная, гамма-спектрометрическая и другие виды съемок) с ограниченными объемами наземных полевых наблюдений, а также горных, буровых и опробовательских работ. Эти исследования проводятся на наиболее благоприятных для этого опорных участках, выбранных на основании анализа материалов ранее проведенных работ, предварительного дешифрирования аэрофотоматериалов и интерпретации геофизических данных.

Прослеживание геологических границ между опорными участками ведется дешифрирования АФС, интерпретации геофизических данных, аэровизуальных наблюдений, авиадесантных и частично наземных маршрутов.

9.4. АФГК проводится в районах, где завершена геологическая съемка масштаба 1:200000. Участки, ранее заснятые в масштабе 1:50000, могут включаться в площадь АФГК, если они составляют не более 20% всей территории, подлежащих картированию. На таких площадях, рассматриваемых как опорные, могут выполняться дешифрирование МАКС, переинтерпретация геофизических и геохимических материалов, рекогносцировочные наземные, аэровизуальные и авиадесантные маршруты. Геологические карты масштаба 1:50000 могут быть пересоставлены в новой единой легенде с включением их в сводные карты отчетных материалов по АФГК,

Размеры площади работ определяется поставленной задачей, геологической и геофизической изученностью, а также возможностью единовременного охвата исследованиями всей территории силами одной партии. Оптимальные размеры площади работ одной партии 5000-10000 км2.

9.5. Не входит в состав АФГК: а) составление предварительной карты площадей, подлежащих ГГС, ГС и ГДП в подготовительный период этих работ; б) составление аэрофотогеологических карт масштаба 1:50000 ранее заснятых площадей с целью доизучения их геологического строения (относительно к ГДП); в) составление аэрофотогеологической карты при специальных видах исследований - гидрогеологических, инженерно-геологических т. д. (входит в состав этих исследований).

9.6. Районы, охваченные АФГК, не считаются заснятыми в масштабе 1:50000, а составленная при том аэрофотогеологическая карта подлежит самостоятельному учету на картограмме геологической изученности.

9.7. Площади проведения АФГК должны быть обеспечены топографическими картами, МАКС, опережающими геофизическими и геохимическими материалами в соответствии с пп. 2.2-2.6. При отсутствии опережающих геофизических съемок масштаба 1:50000 (1:25000) последние могут проводиться одновременно с АФГК в строки, позволяющие использовать геофизические материалы при составлении отчетных карт.

9.8. В основу рабочей опорной легенды аэрофотогеологических карт, составляемых при АФГК, кладутся региональные унифицированные (корреляционные, рабочие) схемы расчленения осадочных, магматических и метаморфических образований, принятые МСК, а при их отсутствии – легенды геологических карт масштаба 1:200000, дополненные при камеральных и полевых исследованиях в процессе легенды. Окончательн6ый вариант легенды, полученный в процессе АФГК, утверждается НТС управления (объединения).

9.9. Содержание АФГК должно отвечать основному содержанию геологосъемочных работ, указанному в разделе 3.

Детальность и полнота решения частных геологических задач определяются геологическим заданием и эффективностью использования для их решения результатов дешифрирования дистанционных материалов, геофизических и геохимических данных.

9.10. В районах преимущественного развития четвертичных осадочных образований (Чо) при АФГК выполняется комплекс наблюдений, необходимых для составления полноценной геологической карты четвертичных отложений, отвечающей требованиям Инструкции.

9.11.Границы* основных стратиграфических подразделений, интрузивных тел, маркирующие горизонты и главные разрывные нарушения должны быть отдешифрированы с максимальной точностью или установлены по геофизическим, геохимическим и другим данным и подтверждены прямыми наблюдениями на опорных участках, а главнейшие из них прослежены между этими участками. С целью расчленения стратифицированных и магматических образований, выяснения их коррелятивных взаимоотношений должны изучаться основные разрезы и главные естественные и искусственные обнажения в пределах опорных участков и на промежуточных площадях.

Положение таких разрезов и обнажений устанавливается в процессе дешифрирования.

9.12. Поисковые работы при АГФК направлены главным образом на изучение общих закономерностей размещения полезных ископаемых, выявление региональных и локальных рудоконтролирующих факторов и признаков, определяющих положение перспективных в поисковом отношении площадей и локальных участков. Наиболее перспективные объекты рассматриваются как опорные участки, в пределах которых с помощью ограниченных объемов работ осуществляются прямые поиски и первичная оценка проявлений полезных ископаемых. Необходимые виды и объемы работ определяются с учетом максимального использования результатов опробования при предшествующих исследованиях. Особое внимание при проведении поисковых работ уделяется геологических комплексам, потенциально перспективным для обнаружения месторождений полезных ископаемых, в том числе и строительных материалов, особенно в районах IЧо и IIПо.

9.13. В проекте и смете на производство АФГК в отличие от других видов ГСР-50 не требуется обоснование глубины изучения района. Сведения о глубинном геологическом строении получаются только на основании ранее проведенных геофизических и буровых работ, совместной интерпретации результатов дешифрирования МАКС, геофизических и геохимических данных прогноза тектонических структур на глубине с помощью структурно-геоморфологических и морфологических методов. Не проектируется, как правило, гидрогеологические, инженерно-геологические и топографо-геодезические работы.

_________________________

* При необходимости дешифрируемости границы геологических тел при АФГК могут быть нанесены на геологическую карту с точностью, отвечающей требованиям пп. 3.16, 3.17. Однако вследствие ограниченного объема наземных наблюдений, подтверждающих данные дешифрирования, эти границы не могут считаться установленными и прослеженными (п. 3.17). В особенности это относится к замкнутым границам, которые остаются не обеспеченными даже единичными пересечениями, а многие участки сопоставляются на основании сходства дешифровочных признаков фотополей (геофизических полей) с опорными участками.

9.14. Результаты опережающих и сопровождающих АФГК геофизических исследований используются при проведении всех Геофизических наблюдений и построений аэрофотогеологической карты. В результате интерпретации геофизических данных создается геофизическая основа для структурного районирования территории, определяется природа объектов, дешифрирующихся на МАКС, их морфология и вероятный общественный состав.

9.15. Геохимические исследования при АФГК проводятся как исключение для предварительной характеристики геохимических особенностей и металлогенической специализации комплексов и разновидностей горных пород, получения дополнительных данных для расчленения, корреляции и определения потенциальной продуктивности и для попутных поисков на важных перспективных объектах.

9.16. Геоморфологические исследования являются важной составной частью комплекса полевых работ при АФГК. Составление аэрофотогеологической карты должно осуществляться на основе комплексной интерпретации форм и типов рельефа. При полевых геоморфологических исследованиях обязательное установление особенностей изображения геоморфологических объектов на МАКС и изучение форм рельефа непосредственно на местности. Особое значение геоморфологические исследования имеют для расшифровки неотектонических движений и установления связи форм рельефа с погребенными геологическими структурами, а также для оценки перспектив района на полезные ископаемые, связанные с формированием рельефа. При геоморфологическом изучении должны быть собраны данные, характеризующие процессы выветривания и денудации, древние поверхности выветривания, водораздельные гребни и вершины, склоны и долины, а также связь полезных ископаемых с формами рельефа в объеме, указанном в а. 5.13.

В результате геоморфологических исследований составляется полевая геоморфологическая карта масштаба 1:100000, а также профили через основные типы элементов рельефа. На отдельные перспективные участки геоморфологическая карта составляется в масштабе картирования. В дальнейшем геоморфологическая карта используется для выделения перспективных на полезные ископаемые площадей, структур, рудных зон, узлов, полей.

9.17. Промежуточная и окончательная камеральная обработка материалов производится в соответствии с пп. 6.1-6.16 со следующими отступлениями.

Специализированные исследования (морфологические, палеогеографические, палеовулканические и др.) и составление соответствующих специальных карт выполняются только в том случае и в тех объемах, какие предусмотрены проектом АФГК. Это же относится и к обработке материалов геохимических исследований и составлению геохимических карт, которые в случае недостаточности материала наблюдений могут не составляться.

Составление карт полезных ископаемых и закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых при АФГК обязательно, однако полученные сведения при малом объеме могут быть вынесены на аэрофотогеологическую карту или геологическую карту четвертичных отложений (п. 9.10).

В состав окончательных (завершающих) камеральных работ при АФГК входит:

–составление окончательного варианта аэрофотогеологической карты (геологической карты четвертичных отложений) и других карт, предусмотренных проектом;

–проведение аналитических работ и обработка данных анализа, не выполненных во время промежуточной камеральной обработки;

–анализ аэрофотогеологической и специальных карт с целью перспективной оценки территории на полезные ископаемые в соответствии с п. 9.12. В районах IЧо и IIПо особое внимание уделяется перспективной оценке района на строительные материалы.

В отдельных случаях в завершающий этап камеральных работ могут включаться краткосрочные полевые исследования, необходимые для дополнительного изучения перспективных участков, выявленных в последний полевой сезон или при камеральной обработке полевых материалов последнего полевого сезона. Эти исследования проводятся основными исполнителями в пределах ассигнований, предусмотренных общим проектом или специальным дополнением к проекту.

9.18. Отчет по АФГК включает текст и необходимые графические текстовые приложения, отдешифрированные и аннотированные АФС, помещенные в текстовую часть или в виде отдельного альбома. Обязательными являются:

–аэрофотогеологическая карта масштаба 1:50000 со сводными стратиграфическими колонками и геологическими разрезами для районов IЧв, IПо, IIПв, IIIСо и IIIСм или геологическая карта четвертичных отложений масштаба 1:50000 (для районной IЧо) с колонкой (схема взаимоотношений четвертичных отложений) и геологическими разрезами;

–карта полезных ископаемых;

–карта (схематическая) закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых (вместе с картой полезных ископаемых может совмещаться с аэрофотогеологической картой или с геологической картой четвертичных отложений);

–карта фактического материала масштаба 1:50000 по всем видам проведенных работ;

–специальные карты, планы и схемы, перечень которых определяется проектом в зависимости от типа и задач картирования.

9.19. Содержание и оформление аэрофотогеологической карты, геологической карты четвертичных отложений, стратиграфических колонок и резервов и картам, в общем, должно отвечать требованиям к геологической карте, к геологической карте четвертичных отложений, стратиграфической колонке и разрезам, указанным в пп. 6.19-6.25 и разделе 12. Карта закономерностей и прогноза полезных ископаемых может совмещаться с аэрофотогеологической картой (геологической картой четвертичных отложений) или составляться самостоятельно и оформляться в соответствии с п. 6.27. Учитывая, однако, ограниченные объемы непосредственных полевых наблюдений и поисков полезных ископаемых при АФГК, эта карта должна именоваться схематической. Тем не менее, по материалам собственных исследований и предшественников следует обязательно выделяться на указанной карте перспективные на полезные ископаемые площади, где в дальнейшем могут быть поставлены геологосъемочные или поисковые работы. Обоснование перспективности этих площадей дается в объяснительной записке.

9.20. карта фактического материала составляется при АФГК в соответствии с п. 6.31. Кроме того, при АФГК составляются специальные карты и схемы: шлиховые, геофизические, радиометрические, палеогеографические и др. в том случае, если они предусмотрены проектом работ.

9.21. Объем отчета по АФГК не должен превышать 300 страниц машинного текста. Содержание отчета должно отвечать п. 6.33, однако главы «Полезные ископаемые» и «Закономерности размещения полезных ископаемых и оценка перспектив района» содержит лишь краткие сведения. В соответствии с объемом проведенных наблюдений и имеющихся литературных данных.

Особое внимание в отчете уделяется изложению методики работ с приведением данных о порядке и способах обработки, интерпретации и увязки материалов и обоснованию рекомендаций по дальнейшим районам.

10. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОИЗВОДСТВА ГЛУБИННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КАРТИРОВАНИЯ

10.1. Глубинное геологическое картирование – самостоятельный вид ГСР-50 в двух- и трехъярусных районах (см. таблицу п. 1.6). Объектами изучения при ГГК являются глубоко залегающие комплексы горных пород, отдельные геологические тела и тектонические структуры, слагающие фундамент платформенных областей или глубокие горизонты покровных образований.

Геологическая съемка поверхности площади ГГК масштаба 1:50000 должна быть проведена перед или в процессе ГГК.

10.2. Различные части площади проведения ГГК в зависимости от их геологических особенностей и перспективности на обнаружение полезных ископаемых могут изучаться с различной детальностью, устанавливаемой геологическим заданием.

10.3. ГГК специализируется в направлении выявления и изучения ограниченного круга (а в ряде случаев и типов) месторождений полезных ископаемых, промышленно-важных в условиях изучаемого района.

Вместе с тем проведение ГГК должно предусматривать минимум работ, необходимых для выявления всех видов полезных ископаемых, могущих представлять промышленный интерес в условиях изучаемого района.

10.4. Поисковые работы при ГГК проводятся для оценки перспектив и выявления по комплексу прямых и косвенных поисковых признаков и поисковых критериев локальных участков (потенциальных рудных полей), перспективных на обнаружение месторождений (преимущественно эндогенных) или тел полезного ископаемого с определением возможных и метаморфогенных месторождений (преимущественно экзогенных и метаморфогенных).

10.5. основными объектами ГГК в районах IVЧоПо являются отдельные продуктивные и потенциальные толщи, пачки и горизонты внутри покровного осадочного комплекса, в районах типов IVЧоПв и IVЧоПо(Пв) – породы, слагающие погребенную поверхность вулканогенного-осадочного покровного комплекса, в районах типов VЧоСо(См), VIIЧоПоСо(См), VIIЧоПвСо(См), VIПо(ПвСо)См – породы, слагающие погребенную поверхность складчатого комплекса, а при необходимости и отдельные продуктивные толщи, пачки и горизонты внутри покровного осадочного и вулканогенно-осадочного комплексов.

10.6. Методика ГГК заключается в комплексной геологической интерпретации результатов геофизических, геохимических, геоморфологических исследований и данных дешифрирования МАКС. Интерпретация проводится на основе построения геологических моделей с учетом результатов бурения и аналоги с хорошо изученными обнаженными участками того же или соседних районов. Комплексы пород, являющиеся объектами ГГК, выделяются и изображаются на картах по их геолого-геофизическим и геохимическим характеристикам (литологический и петрографический состав, физические свойства и их сочетания, особенности физических полей и их сочетаний, элементы-индикоторы и т.д.). Границы и взаимоотношения геологических тел должны отмечаться сменой особенностей физических полей.

В связи с вероятным характером зависимостей между геофизическими и геохимическими характеристиками, фотогеологическими признаками и составом геологических дел (горных пород и полезных ископаемых) обязательна проверка результатов интерпретации материалов дешифрирования, геофизических и геохимических исследований и систематическая их корректировка. Карты и разрезы, составленные только по геофизическим, геохимическим и аэрофотогеологическим материалам и не проверенным бурением, должны рассматриваться только как предварительные.

10.7. Комплекс методов, используемый при ГГК, должен включать только те из них, которые необходимы для решения поставленных задач и обеспечивают выявление элементов геологического строения (толщ, структур и т.п.), благоприятных для образования месторождений полезных ископаемых, а также для извлечения необходимой информации об объектах изучения в процессе полевых и камеральных исследований.

Рациональная сеть наблюдений для опережающих методов выбирается в пределах допусков, определяемых соответствующими инструкциями на основе расчета вероятностей обнаружения элементов геологического строения, важных для решения картировочных и поисковых задач. Если плотность сетей опережающих исследований недостаточна для решения важных геологических и поисковых задач, то на полевом этапе ГГК в пределах перспективных структур, выявленных по результатам опережающих или предшествующих работ, она может быть увеличена. Наблюдения следует ориентировать на основе данных о преимущественном расположении основных элементов геологического строения на соседних площадях и по результатам работ более мелкого масштаба.

При получении в процессе ГГК новых сведений о размерах, ориентировке и характеристиках геологических объектов расположение и плотность наблюдений должны быть изменены.

Детальность геохимического опробования керна буровых скважин зависит от разнообразия пород и их мощности. Во всех случаях она должна обеспечивать представительность геохимических характеристик пород в заданных проектом доверительных интервалах.

Оптимальная система обработки материалов ГГК выбирается на основе изучения опыта работ с учетом специфики района. Рекомендуется, возможно более широкое применение автоматической обработки материалов на ЭВМ на всех этапах ГГК (п. 6.7).

10.8. В подготовительный период в дополнение к предусмотренному в п. 4.11 производится:

–составление предварительной стратиграфической колонки с указанием петрофизических характеристик различных групп пород и стратиграфических подразделений;

–интерпретация геофизических материалов, пересоставление в случае необходимости отдельных геофизических карт по первичным материалам;

–построение геолого-геофизических моделей для разных участков (блоков);

–целевое (для установления глубинного строения) дешифрирование МАКС и морфометрический анализ;

–комплексная геолого-геофизическая интерпретация имеющихся материалов с составлением геолого-структурной карты погребенных образований.

10.9. В проекте работ для ГГК в дополнение к п. 4.13 предусматриваются:

–сопровождающие геофизические работы, в том числе детальные исследования на перспективных участках и профильные исследования по линиям проектных буровых профилей;

–оконтуривание площадей, застройка которых может создать трудности для освоения месторождений;

–применение стандартизированных форм регистрации наблюдений (перфокарты, кодовые записи, анкеты, бланки и т. п.) и использование современных способов полевых и лабораторных исследований (математические методы, обработка перфокарт и т. п.).

При обосновании объемов буровых работ учитываются все возможности максимального использования информации других методов глубинного изучения, позволяющих уменьшить объемы бурения. В обязательном порядке предусматривается комплекс скважинных и каротажных исследований для изучения околоскважинного и межскважинного пространства и геохимическое опробование керна. Для уменьшения затрат на буровые работы в районах, где покровные образования, по данным предшественников, бесперспективны, разрешается предусматривать проходку скважин по покровным образованиям без отбора керна (до 50% от общего метража).

При ГГК глубина непосредственного изучения определяется перспективностью района на обнаружение полезных ископаемых, масштабами возможных месторождений и степенью освоенности района. В районах IVЧо(Чв)По она соответствует глубине рентабельной эксплуатации месторождений полезных ископаемых. В остальных районах глубина непосредственного изучения определяется необходимостью выявления полезного ископаемого ниже зоны окисления в погребенном комплексе и может достигать уровня, находящегося на 100-200 м ниже поверхности погребного комплекса.

10.10. Задачами полевых работ являются составление полевой геологической карты, выявление и изучение перспективных участков и прогнозная оценка изучаемой территории. При ГГК полевые работы представляют собой многоэтапный процесс, эффективность которого определяется не только применением геологических, геофизических, дистанционных и технических методов, но и рациональной последовательностью выполнения отдельных видов полевых исследований.

В сосав полевых работ входят:

–изучение опорных разрезов в соседних хорошо обнаженных районах;

–профильные геофизические исследования, сопровождаемые геохимическим опробованием;

–бурение скважин по опорным профилям;

–площадные геофизические исследования, сопровождаемые геохимическим опробованием;

–бурение межпрофильных скважин;

–литохимическое опробование керна скважин;

–гидрохимическое опробование скважин;

–петрофизическое, геофизическое, радиометрическое и другие виды изучения скважин;

–многократная интерпретация геофизических материалов с использованием результатов дешифрирования МАКС;

–составление полевой геологической карты (карт) погребенных образований и геологической карты, если это предусмотрено геологическим заданием;

–выявление и выборочная оценка перспективных участков;

–составление полевой карты закономерностей размещения и прогноза полезных ископаемых.

10.11. Для ГГК точность установления геологических границ на погребенной поверхности вулканогенно-осадочного покровного и складчатого комплексов при хорошей дифференциации изучаемых образований по геофизическим данным для глубин до 200 м должна быть приблизительно равна глубине их залегания, а для глубин более 200 м определяется проектом. При плохой дифференциации изучаемых образований точность установления границ для глубины залегания комплексов до 200 м может уменьшаться, но не боле чем в два раза. Меньшие точности установления границ должны обосновываться проектом и оговариваться в решении НТС управления (объединения) при рассмотрении проекта.

Pages:     | 1 || 3 |